«Лизинг ревю» №3 2009г.
В журнале опубликованы следующие материалы:
1. Лизинг России – 2008
Результаты исследования. Часть вторая.
(продолжение, начало: «Лизинг ревю», 2009, № 2)
Газман В.Д.
Профессор Высшей школы экономики
В настоящей статье отражены результаты проведенного нами очередного XI-го ежегодного аналитического проекта по исследованию развития рынка лизинговых услуг в Российской Федерации. Основными задачами проекта и эмпирического обследования лизинговых компаний являются: формирование обоснованной статистической базы лизинга в нашей стране с учетом обстоятельств, связанных с мировым финансовым кризисом; выявление тенденций и изменений в лизинговой индустрии; проведение структурного анализа рынка на страновом, региональном уровнях. Кроме того, проект предусматривает оказание поддержки научным работникам, аспирантам в работе по выявлению особенностей развития российского рынка лизинговых услуг; оказание помощи в учебном процессе магистрам и студентам высших учебных заведений; информирование отечественного и мирового экономического сообщества о лизинговом рынке в России.
Портфели лизинговых договоров
Денежные потоки у лизингодателей строятся в зависимости от сумм оставшейся задолженности лизингополучателей. На величину обязательств лизингополучателей влияют ряд факторов, напрямую связанных с условиями договоров лизинга и ценообразованием лизинговых услуг. Это, прежде всего, авансовые платежи, величина выкупной стоимости имущества, сроки договоров лизинга и сроки амортизации имущества с учетом применения ускоренных коэффициентов, периодичность платежей, стоимость заимствований, величина дополнительных услуг.
Величина лизингового портфеля определялась нами на основе показателя «Outstandings» (неоплаченный долг, неполученные деньги), то есть суммы обязательств или тех платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям.
Обращаем особое внимание на методологию формирования данного статистического показателя, с помощью которого можно осуществлять оценку развития лизингового бизнеса в стране и по отдельным лизингодателям. Дело в том, что в некоторых компаниях расчет портфеля осуществляется иначе. Используется несколько вариантов:
- по сумме всех заключенных договоров на определенную дату, начиная с момента образования лизинговой компании (накапливающимся итогом);
- по сумме всех действующих заключенных договоров на определенную дату (текущий портфель).
Наш расчет российского лизингового портфеля строился на основе данных по 120 лизинговым компаниям из 124, участвовавших в проекте. Этот показатель к началу 2009 года соответствовал 35826 млн. долл., включая НДС (в 2007 г. – 34220 млн. долл. по 149 компаниям). В целом по стране мы оцениваем портфель в 41250 млн. долл. (годом раньше - 38870 млн. долл.). То есть за год совокупный лизинговый портфель увеличился, но незначительно – на 6,1%. В исследовании прошлого года мы фиксировали прирост на 77,3%.
Оценка и ранжирование лизинговых компаний по стоимости портфеля действующих договоров представляется нам более осторожным и взвешенным по сравнению с оценкой по стоимости новых заключенных и профинансированных договоров, поскольку сглаживаются показатели, являющиеся результатами вспышек и спадов деловой активности отдельных компаний.
[Таблица 1: Портфели договоров лизинга на 1 января 2009 г]
Наличие некоторого роста портфеля свидетельствует о том, что в нем содержатся в значительном объеме обязательства прошлых лет, и они приросли за счет новых договоров, заключенных компаниями до начала кризиса. Кроме того, следует иметь в виду, что качество совокупного портфеля лизингодателей России понизилось. Дело в том, что в связи с ухудшением платежной дисциплины клиентов лизинговых компаний в портфеле увеличилось содержание сомнительной задолженности неисполнительных лизингополучателей перед лизингодателями. То есть речь идет о просроченной дебиторской задолженности лизингополучателей, превышающая дату уплаты лизинговых платежей на срок свыше 30, но менее 60 дней, предусмотренный договором лизинга, - 0,58%, и проблемная задолженность (просроченная дебиторская задолженность лизингополучателя на срок, превышающий две подряд даты уплаты лизинговых платежей, предусмотренные договором лизинга), - 0,83% от портфеля. То есть на 1,41% портфель был неблагополучным, или, как принято в современной терминологии, – «токсичным».
Частично уровень токсичности удалось снизить за счет досрочно завершенных договоров, на сумму, эквивалентную 0,80% от совокупного портфеля. В ряде случаев это были существенные суммы. Так, Глобус-Лизинг досрочно завершил договоры лизинга на 41,3 млн. долл., Пром Тех Лизинг – на 26,0 млн. долл., Росдорлизинг – на 17,7 млн. долл., еще семь лизингодателей – на 6-9 млн. долл.
Обращаю внимание читателя на то, что приведенные выше показатели учитывают данные только по 59,73% от совокупного портфеля всех респондентов. Остальные компании не представили информацию по причине отсутствия управленческого учета в данной области или, что чаще, – из-за того, что показатели были далеки от приемлемого для этих компаний уровня. Кроме того, как уже отмечалось, ряд лизингодателей не приняли участия в проекте в связи с ухудшением положения дел с новыми договорами из-за отсутствия финансирования и неплатежеспособности клиентов. Поэтому более обоснованным уровнем «неблагополучия портфеля» на начало 2009 г. нам представляется цифра на уровне около 3,0%. Для сравнения отмечу, что в исследованиях предыдущих лет мы определяли данный показатель почти втрое меньше.
Еще одно сравнение. Полученный показатель намного меньше, чем доля просроченных кредитов в банковском секторе страны, где по заявлениям крупнейших банкиров страны, выступающих на международной конференции в апреле 2009 г. в Высшей школе экономики, в реальном выражении достигал 10%. По оценке ЦЭИ МФПА критичными для большинства банков являются потери в 17-18% кредитного портфеля
Для исследовательских и практических целей интересным представляется анализ показателя, характеризующего отношение задолженности лизингополучателей по всем действующим договорам лизинга, то есть лизинговый портфель к стоимости новых заключенных договоров лизинга. Расчеты показывают, что в целом по нашей стране первый показатель превышал второй в 2006 г. – на 28,1%; в 2007 г. - на 18,3%, а в 2008 г. коэффициент отношения портфеля к новому лизинговому бизнесу в России вырос до уровня в 1,572. Но этот рост, скорее не улучшение, а наоборот, реакция на замедление динамики нового бизнеса.
Количество заключенных договоров
Количество заключенных договоров и средняя стоимость договоров лизинга – это показатели, которые характеризуют общую внутреннюю концентрацию бизнеса в лизинговой компании. Чем больше количество договоров и, соответственно, меньше их средняя стоимость, то тем ниже уровень концентрации, а значит, меньше рисков может возникнуть у лизингодателя при проведении лизинговых операций.
Кроме того, количество заключенных договоров является одним из индикаторов развитости рыночных отношений в лизинговом бизнесе, поскольку характеризует насыщенность хозяйственных связей между лизингодателями и конечными пользователями передаваемого в лизинг имущества.
Всего, обследованные нами компании в 2008 г. заключили 77977 новых договоров лизинга (в 2007 г. – 89628, в 2006 г. – 57433). При этом средняя стоимость одного лизингового договора за год cократилась почти на 11% - с 323 тыс. долл. до 288 тыс. долл. Лизингодателей, заключивших двести и более договоров (табл. 2), в прошедшем году оказалось 53. Для сравнения отметим, что в 2007 г. их было 81, в 2006 г. - 64, в 2005 г. – 35, а в 2004 г. – 29.
[Taблица 2: Лизинговые компании, заключившие более 200 договоров лизинга в 2008 г.]
Динамично развивающиеся лизинговые компании
Несмотря на кризис, ряду компаний все же сумел продемонстрировать динамику в своей хозяйственной деятельности. Стало традицией составление списков наиболее динамично развивающихся лизинговых компаний. При этом мы исходим из обязательного условия: постоянное ежегодное увеличение стоимости заключенных договоров лизинга, по которым началось движение денежного потока. В течение 1999-2008 гг. единственной, выполнившей это условие, была компания Europlan. В 2000-2008 гг. наиболее динамичными являются показатели ЛК «УРАЛСИБ» и Europlan.
[Таблица 5: Наиболее динамично развивающиеся
лизинговые компании за период 2001 – 2008 гг.]
[Таблица 6: Наиболее динамично развивающиеся]
[Таблица 7: Наиболее динамично развивающиеся
лизинговые компании России за период 2003 – 2008 гг.]
[Таблица 8: Наиболее динамично развивающиеся
лизинговые компании России за период 2004 – 2008 гг.]
[Таблица 9: Наиболее динамично развивающиеся
лизинговые компании России за период 2005 – 2008 гг.]
Структура лизингового рынка России
Составленная нами структура российского рынка лизинговых услуг по кластерам на основе результатов 2008 года (табл. 3) насчитывает около четырех десятков сегментов рынка, различных по величине и по количеству действовавших на них операторов.
Наиболее существенные изменения по сравнению с предыдущим годом претерпел железнодорожный подвижной и тяговый состав. До 2008 г. лизинг этого вида имущества являлся одним из самых востребованных лизингополучателями и благоприятно воспринимаемым лизингодателями, поскольку считали, что риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов представлялись тарифы на перевозки, и, следовательно, легко просчитывалась доходность клиентов; была налажена система контроля за объектами лизинга. Однако кризис сократил объемы перевозок. Цены на подвижной состав упали. Заводы-производители встали. Затих в качестве лизингополучателя РАО «РЖД». В результате, новые объемы лизингового бизнеса в этом сегменте лизингового рынка страны сократились почти на четыре миллиарда долларов, то есть составили всего 45,3% от уровня 2007 г. Если сопоставить со всем сокращением российского лизинга в размере 6450 млн. долл., то на потери в этом сегменте приходится 61,5% от величины падения всего отечественного лизингового рынка.
На 1,1 млрд. долл. уменьшились объемы лизинга энергетического оборудования и на 1,2 млрд. долл. – на нефте- и газодобывающее и перерабатывающее оборудование. В совокупности на три позиции пришлось еще 35,5% от общего сокращения объемов.
[Таблица 3: Структура имущества, переданного в лизинг в 2008 г.]
Сокращение объемов лизинга автотранспортных средств в России по сравнению с предыдущим годом было не столь значительным – всего 1,2%. Для сравнения отметим, что в стоящей на одну позицию выше нас в мировом табели о рангах – Италии, размер уменьшения в этом сегменте составил 7,6%.
Вместе с тем спад во многих сегментах рынка опережал скорость сокращения автолизинга. Это привело к тому, что удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме нового лизингового бизнеса страны достиг уровня в 28,43%, и это значение стало лидирующим среди всех агрегированных сегментов российского лизингового рынка. Однако сохранится ли данная пропорция в 2009 г. – большой вопрос, так как продажи автотранспортных средств в на шей стране и за рубежом в течение первых пяти четыре месяцев текущего года оптимизма не внушают.
Удельный вес лизинга профильного строительного и дорожно-строительного оборудования и техники во всем объеме лизинга страны достиг в сумме 14,22% (вторая позиция среди всех агрегированных сегментов рынка).
На третьем месте в структуре рынка лизинг авиатранспортных средств. Здесь произошло примечательное событие. Теперь не одна, а две лизинговых компании – «Илюшин финанс Ко» и «ВТБ-Лизинг» превысили суммы сделок в миллиард долларов и намного опережают всех других лизингодателей отечественного авиализинга.
Результаты аналитического исследования показывают, что в следующем году, по-видимому, целесообразным будет выделить такие новые сегменты рынка как электротранспорт (трамваи, троллейбусы), портовое оборудование, вертолеты.
В таблице 4 представлены ренкинги, включающие лизинговые компании, которые в соответствующих сегментах рынка заключили новые договоры лизинга на сумму, превышающую 75 млн. руб. или в пересчете - 3,015 млн. долл.
[Таблица 4: Ренкинг лизинговых компаний
в сегментах лизингового рынка России в 2008 г.]
Следует иметь в виду, что с учетом финансового кризиса, затронувшего последнюю треть прошлого года, позиции в ренкингах не означают благополучие или неблагополучие лизингодателя в том или ином сегменте лизингового рынка на начало 2009 г. Дело в том, что некоторые договоры, заключенные в 2008 г., по которым началось движение денежных средств, приходилось расторгать, ввиду непредвиденного отказа банка от кредитования (даже при наличии оплаченных лизингополучателем авансов), или вскоре расторгать договоры, по которым началась, но прервалась оплата из-за неплатежеспособности клиентов.
В отдельных случаях кризис стал катализатором ошибок, возникших в результате неудачных или неумелых действий топ-менеджмента тех лизинговых компаний, где казалось бы, все благополучно, и где при доступном в период подъема финансировании удавалось заключать большое количество новых договоров лизинга. При этом иногда ситуация усугублялась неуклюжими кадровыми решениями.
Резюмируя, следует отметить, что при всей актуальности и целесообразности составления ренкингов, необходимо создать в российской лизинговой индустрии комплексную систему объективного и обоснованного рейтингования не только лизингодателей, но и продавцов имущества, кредиторов, лизингополучателей. Совокупность предложений по разработке системы и правил рейтингования должны стать предметом широкого обсуждения и публикаций специалистов и руководителей лизинговых компаний, научных работников, всех заинтересованных в развитии лизинга в России.
2. Говорят лидеры:
“Сегодня качество лизингового портфеля имеет первостепенное значение”
Интервью с директором ООО “Лизинг-Медицина” Дмитрием Чебурашкиным
“Даже в нынешних условиях мы поддерживаем партнерские отношения с нашими клиентами”
Интервью с генеральным директором ЗАО “ГЛК “Столица” Денисом Игнатовым
“Мы продолжаем финансировать новые проекты”
Интервью с генеральным директором ГК “Северная Венеция” Дмитрием Ивановым
“Наши услуги востребованы на рынке”
Рассказывает генеральный директор ОАО “Тюменская агропромышленная лизинговая компания” Владимир Сорогин
‘Мы стараемся быть максимально гибкими и по возможности идем навстречу клиентам”
Интервью с генеральным директором ООО “Катерпиллар Файненшл” Антоном Шадриным
“Главное для нас – качество работы”
На вопросы журнала “Лизинг ревю” отвечает генеральный директор ООО “Газтехлизинг” Дмитрий Ерошок
“Наша задача – обеспечить устойчивость компании в сложной макроэкономической среде”
Интервью с генеральным директором ЗАО “ДельтаЛизинг” Максимом Гончаруком
“Альфа-лизинг”: кризис-время автоматизировать бизнес”
“Альфа- лизинг” и ”Хомнет Лизинг” о завершении проекта создания комплексной информационной системе на базе решения ”Хомнет Лизинг 8”
3. Кризис – период анализа прошлого и подготовки к будущему
Неля Киркорова, генеральный директор консалтинговой компании ООО “КиБиТ”, председатель правового комитета Конфедерации “СНГ-Лизинг”, к.э.н, доцент
4. Дебиторская задолженность в лизинговых компаниях: новые вызовы в условиях финансового кризиса
Ирина Янькова, заместитель директора “Тольяьтинской лизинговой компании”Версус”
5. Новости компаний
Ведущая рубрики Мария Киреева
Ротация в высшем эшелоне
Новым, 9-м президентом СЗЛА стал директор Группы компаний “Интерлизинг” К.А. Царев, на этом посту сменивший генерального директора ЛК “ЗЕСТ” Андрея Пушкарева.
Кадровые перемены в ЛК “Уралсиб”
Новым генеральным директором компании стал Олег Литовкин, ранее занимавший должность заместителя председателя правления ОАО “Уралсиб”. Елена Гущина, возглавлявшая ЛК “Уралсиб” с января 2007 утверждена в должности заместителя председателя совета директоров компании.
“ФБ-Лизинг” стремится к нулю
Копмния “ФБ-Лизинг”предложила в апреле новую программу лизинга автомобилей BMW, Mercedes-Benz. Volvo. Ключевой особенностью программы является низкий процент удорожания – 6% годовых при равных ежемесячных платежах, а по некоторым моделям возможно финансирование с “нулевым удорожанием”.
В условиях всеобщей экономии
Две программы лизинга подержанной грузовой техники из Европы представила апреле компания “Прогресс-Нева Лизинг”. Первая программа предусматривает рассрочку платежа на один год. Вторая – классический лизинг на три года при авансе 30%.
Вклад в себя
Об увеличении уставного капитала до 2 млрд 219 млн 972 тыс рублей сообщила в мае компания “ВТБ-Лизинг”. Ранее уставный капитал компании составлял 620 млн руб.