Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 «Лизинг ревю» №3 2011 г., Анонс свежего номера
Leasing-Communit...
4.8.2011, 18:59
Сообщение #1


Активный участник


Группа: Главные администраторы
Сообщений: 277
Регистрация: 10.7.2008
Пользователь №: 3



"Лизинг ревю" № 3 (2011)


Содержание номера


Дмитрий Корчагов: «От кризиса к кризису уровень менеджмента в российском лизинге растет»

Старейшей лизинговой компании России – «Балтийскому лизингу» - исполняется двадцать один год. К тому же 2011 станет юбилейным для ее генерального директора, Дмитрия Викторовича Корчагова. В преддверии праздников с ним беседовал наш корреспондент ЛР.

- Дмитрий Викторович, последние два года лизинговые компании подвергли свою деятельность серьезному анализу — кризис заставил. А Вы как оцениваете уровень менеджмента в российском лизинге, если сравнивать его с общим уровнем управления в экономике?
- Оцениваю его как очень высокий, с учетом того, что российский лизинг постоянно находится в фокусе всевозможных проблем и угроз. Мы - отрасль, которой постоянно приходится бороться за существование. А это как стая волков в лесу: выживает сильнейший, мудрейший, умнейший. Поэтому от руководителей требуются не только профессиональные, но и морально-волевые качества. От кризиса к кризису уровень менеджмента в российском лизинге, к счастью, растет.
А общий уровень управления в экономике – печален. Все отмечают как тренд укрупнение и огосударствление бизнеса. Это видно даже на примере лизинговой отрасли: 3-4 компании с государственным участием сегодня составляют свыше сорока процентов рынка. А монополизм всегда ведет к стагнации. Даже если на начальном этапе приходят сильные менеджеры из независимых рыночных компаний, то постепенно, учитывая низкую конкуренцию и колоссальную клиентскую базу материнского банка, они постепенно сползают к неэффективному управлению. Я уж не говорю об остальных отраслях экономики, очевидно, что там, куда приходит государство, управленческие проблемы на глазах увеличиваются, а общий уровень падает.
- Сегодня Вы и Ваши коллеги по отрасли довольно хорошо представляете себе, как управляются компании на Западе. Работают ли в России западные управленческие кальки или есть ментальные особенности. И наш менталитет — он помогает или мешает?
- Здесь тоже происходят серьезные изменения. В девяностых и даже в начале двухтысячных, кальки работали достаточно слабо, западные компании, приходя на наш рынок, предпочитали в качестве первых лиц приглашать российских менеджеров, поскольку влияние российского менталитета, опыта, связей было весьма значительным. Под влиянием современного бизнес-образования западные управленческие модели постепенно начинают внедряться и у нас. Это позволяет акционерам привлекать в качестве топ-менеджеров западных специалистов, пусть пока из не очень далекого запада – Чехии, Польши, Восточной Германии, Прибалтики. Но успеха достигает только тот, кто учитывает российскую ментальность. Примеров тому можно привести достаточно много, в том числе и в нашей отрасли. Ну, скажем, Фабрицио Ролло из «ЮниКредитЛизинг» или Томас Шнайдерхайнце из «МАН Файненшиал Сервисес». Хотя, еще раз повторю, налицо процесс сближения. И наш менеджмент учится, и требования западных инвесторов рассчитаны на определенные стандарты, кальки. Идет интернационализация бизнеса, и в этом смысле Россия становится все более открытой страной. Хотя мы еще на том этапе, когда большего успеха достигает тот, кто использует западные кальки, адаптированные под российскую ментальность.
- А что такое российская ментальность?
- Как бы так по-проще объяснить? Если западному менеджеру говорят «нельзя», это означает нельзя. Если говорят, что нужно идти направо, значит, нужно идти только направо. А у нас нельзя, но, если очень хочется, то можно. Если говорят направо, то российский менеджер сначала пойдет налево, а уж потом поразмыслит, надо ли поворачивать направо.
- Может, наше «налево-направо» эффективнее…
-С точки зрения тактической – да, гораздо эффективнее. С точки зрения стратегического результата это приводит к отсутствию стандартов, правил. Можно сказать, что наше общее правило – это отсутствие правил. Есть в нашей среде даже шутливые высказывания, типа : «наша стратегия – это наша тактика» или « нас очень трудно сбить с пути, нам все равно куда идти». Такой подход замедляет развитие.
- Правила сначала устанавливаются в голове конкретного человека. И зависят от его собственных целей и задач. Тут возникает проблема мотивации.
- Что мотивирует русского человека? Знаете, очень многие вещи могут мотивировать. То, что лежит на поверхности – денежный эквивалент труда. Но ориентироваться только на денежную мотивацию – это путь вникуда. Всегда найдется перед глазами менеджера пример компании, где платят больше, где бонусы разнообразнее. Работодатель добавляет зарплату, не привязывая ее к конкретному результату труда, но через какое-то время выясняется, что и этого недостаточно. На мой взгляд, от менеджеров, мотивированных только на денежные эквиваленты, надо избавляться. Для меня, например, лучшая мотивация – это эмоциональный подъем от того, что ты делаешь что-то новое. Когда решаешь задачи, которые до тебя считались практически неразрешимыми. Самооценка и оценка в глазах коллег твоих профессиональных навыков – для меня это самая высокая мотивация. Все остальное – это необходимая, но не главная составляющая. Если на своем пути встречаю менеджеров, которые разделяют такие взгляды, то считаю, что будет толк, будем работать.
Далее Д.В. Корчагов ответил еще на несколько вопросов. Полностью интервью можно прочитать в 3-м номере «Лизинг ревю» (полиграфическая версия).

Газман В.Д., Профессор Высшей школы экономики

Лизинг России – 2010
Результаты эмпирического исследования. Часть вторая.

(продолжение, начало: «Лизинг ревю», 2011, № 2)


Составленная на основе результатов XIII-го ежегодного исследования структура российского рынка лизинговых услуг по видам имущества, передаваемым в лизинг, насчитывает три с половиной десятка сегментов рынка. Они существенно различаются по величине, концентрации бизнеса, количеству действовавших на рынке операторов-лизингодателей. Далее следует таблица. 1 «Структура имущества, переданного в лизинг в 2010 г.».
В таблицах 2-6 представлены ренкинги, которые включают многочисленные лизинговые компании из разных регионов страны, которые в каждом из сегментов рынка заключили новые договоры лизинга на сумму, превышающую 20 млн. руб.
Наиболее существенные изменения по сравнению с предыдущим годом произошли с лизингом железнодорожного подвижного и тягового состава, авиатранспортом, судами. Совокупный удельный вес этих трех сегментов отечественного лизингового рынка достиг 54,5% (в 2009 г. - 46%). Никогда еще за период наших исследований, в истории российского лизинга не было случаев, чтобы удельный вес лидирующего сегмента составлял более 39%. Однако не уверен, что такого рода структурные изменения свидетельствуют о благоприятной положительной тенденции для лизингового рынка России. Монополизм в структуре имеет те же пороки для рынка, что и монополизм какого либо хозяйствующего субъекта. Доминирование одной из отраслей всегда воспринимается с опаской, т.к. ситуация может существенно измениться в ту или иную сторону под воздействием как объективных, так и субъективных причин и повлиять на показатели всего рынка, что, впрочем, уже бывало в лизинге железнодорожного имущества. Так, цены на подвижной состав перед кризисом очень быстро росли, в период кризиса – резкий скачок вниз, имущество подешевело почти вдвое, а затем в 2010-2011 гг. примерно во столько же опять выросло в цене. За всеми этими колебаниями – неопределенность ситуации на рынке и переменчивость качества лизингового портфеля.
Далее следует таблица 2 «Ренкинги в железнодорожном транспорте, авиатранспорте, судах, зданиях и ооружениях в 2010 г.»

В 2010 г. операции с различными видами автотранспортных средств проводили 92,8% лизингодателей-респондентов (в 2009 г. – 80,9%). В то же время удельный вес автотранспорта в общем объеме нового лизингового бизнеса в стране течение двух лет сократилось с 28,4% до 16,2%.
Для сравнения показателей российского рынка отметим, что в соответствии с данными Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope) доля лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга движимого имущества в Германии составляла в 2009 г. - 66,23%; в Великобритании 64,15%; во Франции – 64,43%; в Италии 44,33%. В этих странах объемы перевозок грузовым автотранспортом достаточно высоки, что позволяет покрывать транспортировку ряда грузов, которые в России перевозятся по железной дороге.
В 2010 г. более половины всего российского рынка лизинга автотранспортных средств «держали» первые 8 лизингодателей (в 2009 г. – 10), которые заключали договоры на поставку своим клиентам по лизингу грузовиков, тягачей, прицепов, полуприцепов, самосвалов. Поставщиками этой техники выступали автомобилестроительные концерны Германии, Швеции, Японии, США, а также отечественные компании КАМАЗ, ГАЗ и др.
Концентрация среди компаний-респондентов была следующей: по грузовому автотранспорту более половины объемов приходились на первые 7 компаний; по легковым автомобилям – на первые 3 компании; по автобусам и микроавтобусам – на 2 компании в каждом сегменте.
Кризис подвиг лизингодателей искать новые формы взаимоотношений с лизингополучателями и производителями автотранспортных средств. Так «Элемент Лизинг» представил две новые специальные акции «Отлично!» и «Выравниваем цены!», которые направлены на продвижение нового автомобиля «ГАЗель-Бизнес». По условиям акции «Отлично!» клиенту предлагается аванс в размере всего 5%. По условиям акции «Выравниваем цены!» ежемесячный платеж на «ГАЗель-Бизнес», которая представляет собой автомобиль более высокого качества, равен ежемесячному платежу на обычную «ГАЗель» при сопоставимой комплектации. Стоимость лизинговой услуги на автомобили этой модели снижена благодаря специальной ценовой политике лизингодателя. Еще одна акция, начавшаяся в 2010 г.: «Легко!: Грузи больше – плати меньше!» распространяется на весь модельный ряд среднетоннажных автомобилей ГАЗ, и предусматривает авансовый платеж – 20%, срок лизинга 12-36 месяцев, удорожание от 0,1%.
Europlan и «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» также предложили предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям лизинговую программу, которая работает в 96 городах России, в более 278 центрах продаж коммерческих автомобилей ГАЗ. Автомобили «ГАЗель» и «Соболь», а также Maxus и среднетоннажные «Валдай» обойдутся в лизинг с удорожанием от 3%. Кроме того, на автомобили действуют программы лизинга от Europlan с авансом от 5% на один год.
Аналогичную программу совместно с Группой «ГАЗ» запустила лизинговая компания «Каркаде», передавая в лизинг автомобили «ГАЗель», «Соболь» и «Валдай» с удорожанием техники на 3,49% в рублях и 0% в долларах. Укрепление рубля делает лизинговые программы в иностранной валюте более привлекательными, т.к. имеет место меньшее удорожание, чем в рублях. Программа Каркаде предусматривает финансирование приобретения грузовых автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов и автобусов стоимостью до 250 тыс. долл.
Взаимодействие с Группой «ГАЗ», нацеленное на расширение лизингового оборота в России и поддержку отечественного товаропроизводителя, в 2010 г. осуществила и Национальная Лизинговая Компания, которая получила разрешение представлять своим клиентам ряд программ по финансированию приобретения автомобилей марки «ГАЗ» (Газель, Соболь, Валдай, ГАЗ Бизнес, Maxus) со сниженным удорожанием.
«ВЭБ-Лизинг» и компания «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» заключили соглашение по покупке автобусов марки ПАЗ. Средний процент удорожания – 7% в год, минимальные авансовые платежи – 25%, срок договора лизинга для малого и среднего бизнеса Москвы и Московской области – 3 года.
«Сбербанк Лизинг» совместно с ГАЗ разработал лизинговую программу «До 6 миллионов», предусматривающую условия лизинга для компаний и индивидуальных предпринимателей. Среднегодовое удорожание от 1% до 5%, аванс – 15%, срок лизинга – три года. Лизингодатель осуществляет финансирование сделки в объеме до 6 млн. руб. на автомобили «ГАЗель», «Соболь», «Валдай».
Europlan и «Русбизнесавто» разработали программу «GreenLight», которая является первой в России по обмену подержанных грузовых автомобилей на новые по лизингу. При обмене старого грузовика клиентам лизинговой компании предоставляется возможность приобрести любую технику в салонах «Росбизнесавто».
Лизинговая компания «КАМАЗ» предоставляет для корпоративных клиентов комплексный продукт, включающий разработку автомобиля по требованию заказчика, программу «Trade In.», то есть осуществление замены старых автомобилей на новые, сервисное обслуживание. В рамках продукта «Полнооперационный лизинг» этот лизингодатель удовлетворяют потребности клиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к месту нахождения техники, сервисному обслуживанию по нормам производителя, оперативной доставке запчастей, возможностью транспортировки автомобилей в регионы, подменным автомобилем на период ремонта и сервисного обслуживания и т.д. Условия взаимоотношений с лизингополучателем могут быть следующими: аванс 20%; срок договора – 42 месяца; коэффициент удорожания 7%. В качестве дополнительного бонуса техника, приобретенная заказчиком, бесплатно доставляется в любое место Российской Федерации в радиусе 3000 км от завода-изготовителя плюс бесплатное техобслуживание в фирменном автоцентре.
Компания «ДельтаЛизинг» и технохолдинг «Сумотори» разработали для предприятий малого и среднего бизнеса программу экспресс-лизинга грузовиков, в соответствии с которой лизингодатель заключает с лизингополучателями договоры на поставку по лизингу автотранспорта Hino с удорожанием 2,96% в год в долларах и от 4,8% в рублях с учетом страхования КАСКО. Авансовый платеж составляет 25%, сроки договоров от 1 до 3-х лет.
Компания «Альянс-Лизинг» (Санкт-Петербург) заключила четырехлетний договор с сетью магазинов «Дикси» на сумму 242 млн. руб. на поставку по лизингу 45 грузовых автомобилей Iveco Eurocargo с изотермическими фургонами, укомплектованными холодильными установками и предоставлением сервисного обслуживания лизингополучателю.
Предполагаю, что намерения Министерства финансов осуществить отмену действующих льгот может подвигнуть лизинговые компании к наращиванию сделок с оперативным лизингом. Однако следует учитывать, что оперативный лизинг – это существенно иной продукт, который потребует перестройки работы лизинговых компаний, смещая усилия в сторону формирования материальной и ремонтной базы, расширения сервисного обслуживания лизингополучателей, принятия на себя рисков, связанных с правильной оценкой потребностей рынка на долгосрочный период.
Действительно, многие лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге автотранспортных средств, повышенное внимание в период кризиса стали уделять оперативному лизингу (аренде).
Отличительными особенностями оперативного лизинга заключаются в следующем: лизингодатель закупает автомобиль не на собственный страх и риск, а непосредственно по указанию лизингополучателя; по истечении срока действия договора предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю; лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга; предмет лизинга, т.е. автотранспортное средство, может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации имущества; авансовый платеж при оперативном лизинге не предусмотрен.
Схема оперативного лизинга привлекательна для многих клиентов, так как позволяет пользоваться автотранспортным средством ровно столько, сколько нужно и не отягощаться заботами о ремонте, замене комплектующих и других соображений. В 2010 г. в режиме оперативного лизинга лизингополучателям было предоставлено имущество, стоимость договоров по которому составило 60 млрд. руб. или 8,2% (в 2009 г. - 2,8%) по компаниям, участвовавшим в проекте.
Пять лет назад на международной конференции по лизингу в Берлине руководитель крупной кэптивной автолизинговой компании, работающей на российском рынке, высказывал соображения, что это обстоятельство является главной причиной его озабоченности. Сейчас мнение многих лизингодателей, в том числе и под воздействием кризиса, стало меняться. На международных конференциях по лизингу в Барселоне в октябре 2008 г., в Брюсселе в феврале 2010 г., в Амстердаме в марте 2011 г. обсуждались возможности более активного использования оперативного лизинга с автотранспортными средствами. Позитивным моментом здесь могут стать готовящиеся изменения в законодательство по лизингу, закрепляющие этот вид бизнеса как разновидность лизинга.
Почти в два с половиной раза вырос за 2010 г. рынок лизинга автобусов. Лидер – компания «ЯрКамп Лизинг» поставила своим клиентам-лизингополучателям более 1000 автобусов. В частности, 20 сочлененных машин ЛиАЗ-6212 на сумму в 233 млн. руб. были переданы автотранспортному предприятию Вологодской области; 14 городских автобусов двумя партиями на сумму 72 млн. руб. были направлены в адрес ГППО «Псковпассажиравтотранс»; 26 автобусов ПАЗ получил перевозчик в Якутии; 10 автобусов ЛиАЗ-525653 получило в лизинг на три года ПАТП-1 г. Рыбинска на сумму 47 млн. руб.; 64 автобуса ПАЗ, 4 автобуса Ford Transit, два автобуса Hyundai на сумму 227 млн. руб. достались автобусному парку Твери; на пятилетний срок лизинга был заключен договор по 10 автобусам ЛиАЗ с автотраспортным предприятием в Великом Новгороде; 12 автобусов ПАЗ-320402-03 были направлены в Иркутскую область; 9 автобусов Hyundai и ЛиАЗ на сумму в 56 млн. руб. – транспортному предприятию Санкт-Петербурга; 5 автобусов ПАЗ на трехлетний срок лизинга отправились Кирово-Чепецкому АТП (13 млн. руб.) и столько же в Липецк; 22 автобуса ПАЗ, Олимп-4252, МАЗ-206 стали предметом пятилетней лизинговой сделки с автобусным парком Вологды.
Тюменская агропромышленная лизинговая компания совместно с тюменскими автотранспортными предприятиями реализовала первый этап обновления автобусного парка города. Были переданы в лизинг на семь лет 41 автобус для замены устаревших машин на городских автобусных маршрутах.
Далее следует таблица 3 «Ренкинг лизинговых компаний в автотранспорте в 2010 г.»

Предлагаем вниманию информацию о некоторых новых заключенных в течение 2010 г. договоров лизинга строительного оборудования и техники.
Так, ГК «Балтийский лизинг» и ПК «РУСТ» осуществили сделку на 37 млн. руб., в соответствии с которой в финансовый лизинг было передано строительной оборудование – дробильно-сортировочный комплекс, который планируется использовать в разработке песчано-гравийной смеси. Срок договора лизинга составил 3 года. Екатеринбургский филиал ГК «Балтийский лизинг» заключил 13 договоров с организацией «Трест Уралспецстрой» на 40 единиц грузового автотранспорта и спецтехники отечественного и импортного производства на сумму 131,9 млн. руб. для реализации проектов строительства дорог.
Лизинговая компания «КАМАЗ» поставила 20 самосвалов КАМАЗ-65115, грузоподъемностью 15 тонн и объемом кузова 10 кубометров для строительства Четвертого транспортного кольца г. Москвы. Этот же лизингодатель передал по договору в Ямало-Ненецкий автономный округ 40 самосвалов КАМАЗ-6522 на 140 млн. руб.
Государственная транспортная лизинговая компания заключила целый ряд договоров на поставку по лизингу различных видов дорожно-строительной техники. В частности, с ГУ «Марийскавтодор» было подписано соглашение на сумму 67 млн. руб., в соответствии с которым была предусмотрена поставка 6 комбинированных дорожных машин и 8 комплектов навесного оборудования. В качестве компании-поставщика по этой сделке выступает «Тосненский механический завод». Срок договоров лизинга по машинам – 5 лет, по оборудованию – 8 лет. С Дорожной службой Иркутской области был заключен договор на сумму в 150 млн. руб. на поставку по лизингу 16 «КАМАЗов». При этом лизинговый процент был установлен на уровне 8,5% годовых. С компанией «Ивановская марка», являющейся поставщиком дорожно-строительной техники, была совершена сделка на условиях поставки по финансовому лизингу всей техники модельных рядов автокранов «Ивановец» и дорожных катков «Раскат» без авансового платежа со стороны лизингополучателей. Срок лизинга составлял от 18 до 36 месяцев, а срок гарантии предмета лизинга – 18 месяцев. Годовое удорожание по лизинговым договорам с учетом налога на имущество, страховых выплат и других затрат, которые несет лизингодатель по этой сделке, обходятся лизингополучателю в 8,51%. В ОАО «Каргопольское дорожное управление» (Архангельская область) была поставлена по лизингу дорожная техника на общую сумму 11,5 млн. руб., включая два комплекса «Дорожный мастер», 26-тонный трейлер и тяжелый грейдер. Срок лизинга – 36 месяцев. С организацией МУП трест «Дормострой» (Волгоград) заключили договор на 137 млн. руб. на поставку по лизингу 35 единиц техники на 5 лет. С Администрацией города Ульяновска заключили соглашение на 66 машин по лизингу для летнего и зимнего ремонта дорог на общую сумму 277 млн. руб.
ГК «Интерлизинг» заключила шесть договоров на 85 млн. руб. с компанией «Еловское Транстрой», по которым передали по лизингу строительную технику, грузовой транспорт, грейдер VOLVO, 10 самосвалов на шасси «Урал», гусеничный экскаватор DOOSAN, вибрационный дорожный каток Chanling, два бульдозера Shantui.
Одной из отличительных особенностей 2010 г. стало снижение ставок кредитования лизинговых компаний, и, следовательно, сокращение стоимости лизинга. У ряда лизингодателей, учрежденных российскими хозяйствующими субъектами, появилась возможность заимствовать на 2-3 года под 8,0-8,5% годовых. Некоторые лизинговые компании пошли на уменьшение размеров платежей по действующим договорам лизинга (ПН Лизинг, ДельтаЛизинг, Петербургская лизинговая компания, АльянсРегионЛизинг).
Далее следует таблица 4 «Ренкинги лизинговых компаний в строительном и дорожно-строительном оборудовании и технике, погрузчиках и складском оборудовании в 2010 г.»
Предметами лизинга лесозаготовительного оборудования становились лесовозы, трелевочная техника, харвестеры, форвардеры, оборудование по первичной переработке леса (лесопилки) и др. В смежном сегменте рынка - лизинге деревообрабатывающего оборудования предметами финансовой аренды были различные деревообрабатывающие станки, пилорамы, сушильные камеры, оборудование для производства фанеры, мебельных профилей, производства паркетной доски и т.д.
В 2010 г. средняя стоимость одного договора лизинга лесозаготовительного оборудования составляла 9,8 млн. руб., а деревообрабатывающего оборудования – 13,0 млн. руб. Для сравнения отметим, что годом раньше эти показатели соответственно равнялись 8,0 и 6,3 млн. руб.
Далее следует таблица 5 «Ренкинги в лесозаготовительном, деревообрабатывающем,
бумагоделательном оборудовании в 2010 г.»

С полным текстом статьи можно ознакомиться в 3-м номере «Лизинг ревю» (полиграфическая версия)

Владимир Добровольский,
директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании

Тенденции развития лизинга грузового и пассажирского автотранспорта в России



Лизинг автотранспорта считается одним из наиболее развитых сегментов российского рынка лизинга, однако в действительности этот сегмент обладает еще масштабным потенциалом дальнейшего развития. Это становится особенно очевидным при сравнении российского рынка лизинга с рынками развитых стран. В данном обзоре хотелось бы обозначить ключевые тенденции развития автолизинга в России, охарактеризовать перспективы и потенциал этого вида лизинговых услуг.
Лизинг автотранспорта в настоящее время – это один из крупнейших сегментов российского рынка лизинга. По данным Рейтингового агентства «Эксперт РА», на него приходится 19,3% всего российского рынка финансовой аренды по итогам 9 месяцев 2010 года. Из них 9,9% занимает грузовой автотранспорт и 9,4% - легковой автотранспорт.
Объем всех новых сделок лизинга с автотранспортом, заключенных в России в 2010 году, по нашей оценке, составил 106 млрд. руб.
Следует ли считать эти показатели достаточными для российского рынка?
Традиционно потенциал рынка оценивают с помощью международных сопоставлений, и мы прибегнем здесь к этому методу.
Значительный вес автотранспорта в числе предметов лизинга характерен не только для России, но и для большинства других стран. По данным Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE, доля лизинга автотранспорта в среднем в 27 странах Европы составляет 48%.
Доминирование автотранспорта среди предметов лизинга легко объяснимо. Автомобиль является очень качественным и ликвидным обеспечением с точки зрения лизингодателя. Право собственности на переданный в лизинг автомобиль вместе с авансом, полученным от лизингополучателя практически полностью страхуют лизинговую компанию от возможных неплатежей. Вторичный рынок автомобилей высоко развит, что, в случае неплатежей лизингополучателя, позволяет лизингодателю возместить свои убытки путем продажи подержанного автомобиля.
Благодаря этому, у лизинговой компании нет необходимости в углубленной оценке надежности лизингополучателей или в дополнительном обеспечении. Это позволяет лизингодателям привлекать широкий круг клиентов и быстро их обслуживать. Клиентам лизинг интересен, прежде всего, как возможность приобретения транспортных средств с распределением оплаты по времени. Важным стимулирующим фактором становится также возникающая при лизинге экономия на налоге на прибыль и налоге на имущество. При том что лизинговые компании стали важным каналом сбыта для производителей автомобилей, поставщики часто предоставляют им скидку 10-15% при приобретении автомобилей. Это также является фактором удешевления стоимости сделки для конечного лизингополучателя.
Этим объясняется большое значение лизинга как способа финансирования автотранспорта – как в России, так и в Европе.
Однако, при более детальном рассмотрении мы можем увидеть ряд отличий российской практики лизинга от практики развитых стран. Во-первых, как отмечено выше, доля автотранспорта в лизинговых операциях в Европе составляет 48%, в то время как в России лишь 19,3%. Это означает, что российский автолизинг обладает еще значительным потенциалом развития, этот рынок в нашей стране еще не насыщен.
В большинстве развитых стран, обладающих и наиболее крупными и развитыми рынками лизинга, доля лизинга грузового транспорта на рынках лизинга составляет от 10 до 15%. Это относится к США, Германии, Великобритании, Швеции. Доля лизинга легкового автотранспорта на рынках лизинга этих стран составляет в среднем 30-35%.
В некоторых странах Восточной Европы доля автолизинга на местных рынках лизинга существенно выше и составляет от 70 до 90%. Так, в Польше этот показатель равен 72%, в Румынии – 93%. Это объясняется тем, что местные рынки лизинга формировались под значительным влиянием крупнейших лизингодателей из стран Западной Европы, которые, приходя на новые рынки, начинали развивать, прежде всего, автолизинг.
В России в структуре рынка лизинга автотранспорта 49% занимает лизинг пассажирского автотранспорта, а на долю лизинга грузового автотранспорта приходится 51% процент. В Европе распределение долей между лизингом грузового и пассажирского транспорта выглядит иначе: на лизинг пассажирского приходится 68% всего лизинга автотранспорта, а доля грузового составляет 32 процента. Большая доля лизинга пассажирского автотранспорта в Европе не в последнюю очередь объясняется тем, что во многих европейских странах практикуется лизинговое финансирование для физических лиц. Основным предметом лизинга в таком случае становится как раз персональный автотранспорт.
Международное сопоставление позволяет определить некоторые количественные ориентиры дальнейшего развития автолизинга в нашей стране. Во-первых, следует ожидать значительного роста этого сегмента, в том числе, роста его удельного веса на рынке лизинга. Во-вторых, в соответствии с европейской практикой, можно прогнозировать более быстрый рост лизинга легкового автотранспорта, чем грузового.
Докризисные показатели роста автолизинга в полной мере подтверждают это предположение. Если средний тем роста рынка автолизинга в Европе не превышает 7-10%, то в России средний темп прироста в последние годы составлял 30-40%. Хотя падение объемов лизинговых операций в России в 2009 году превысило европейские показатели почти в два раза (в России рынок лизинга сократился на 56% в 2009 году, в Европе – на 32%), уже в 2010 году российский рынок в значительной степени восстановился. В 2011 году мы прогнозируем рост рынка автолизинга на уровне не ниже 20%, что существенно превысит ожидаемые показатели на развитых рынках лизинга.

Основой для дальнейшего расширения лизинга автотранспорта становится совершенствование технологий работы лизинговых компаний и совершенствование лизинговых продуктов. Уже сейчас российские лизингодатели уделяют особое внимание, например, такому аспекту как скорость рассмотрения заявок. Дело в том, что большинство лизингополучателей в сегменте автолизинга – это средние и малые предприятия. Обычно они работают с довольно высокой рентабельностью, и даже неделя простоя может иметь для них принципиальное значение. Для ускорения процедуры рассмотрения заявок и заключения сделок лизинговые компании внедряют комплексные автоматизированные системы управления, системы скоринга для оценки потенциальных лизингополучателей на основании статистики предыдущих сделок.
Другой путь повышения доступности автолизинга – это движение лизинговых компаний в регионы России, открытие там филиалов и представительств. Надо признать, что на сегодняшний день доступность лизинговых услуг еще остается совершенно недостаточной, особенно для предприятий, работающих за Уралом – в Сибири и на Дальнем Востоке. Безусловно, присутствие лизинговой компании в регионе увеличивает скорость заключения сделки, увеличивает комфорт для клиента, а с ростом количества сделок и снижает их стоимость для лизингополучателя.
И, наконец, важнейшее направление повышение доступности автолизинга – это развитие новых лизинговых продуктов. Опять же, опыт развитых рынков лизинга служит для нас ориентиром, помогает понять основные направления, в которых должны развиваться лизинговые услуги. Рассмотрим основные продукты, которые в среднесрочной перспективе должны будут сформировать новый облик автолизинга в России. Некоторые из этих продуктов уже имеют прецеденты на рынке, однако в основном пока они не вошли в массовую практику.
Далее автор структурирует статью со следующими подзаголовками: Лизинг с полным набором услуг (Full-service leasing), Оперативный лизинг и лизинг для физических лиц,
Лизинг для малого бизнеса, Опыт ГТЛК по развитию лизинговых продуктов.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в 3-м номере «Лизинг ревю» (полиграфическая версия)

САМАЯ КРАСИВАЯ СДЕЛКА ГОДА
(Редакционный материал)

_________________________________________

Управление бизнесом в лизинге сегодня выходит на первый план. Важность финансирования, его сроков и цены никто не преуменьшает, адекватность в оценке лизингополучателя сохраняет свою актуальность. Но это — общие вводные. А вот управление конкретной сделкой зависит от уровня менеджмента.
Поэтому мы объявили акцию, которую назвали «Самая красивая сделка года» и предложили лизинговым компаниям рассказать о сделках минувшего года. А сообществу — оценить красоту сделки по пятибальной шкале. Сегодня, когда вы держите в руках этот номер, в компаниях пишут рассказы о самой выдающейся сделке, а руководители компаний-лидеров рынка ставят свои оценки. Одной публикацией здесь не обойтись, поняли мы, приняв первую порцию историй об успехах менеджмента в лизинге. Потому продолжим в четвертом номере журнала. Тогда же и итоги подведем.

Лизингодатель: «Первая лизинговая компания»
Объем сделки: 11 242 640 рублей
Вид имущества: станочное оборудование для производства
протезно-ортопедических изделий


В 2007 году с заявкой на приобретение имущества к ЗАО «Первая лизинговая компания»» обратилось руководство ООО «Нейро¬ортопе¬дический центр «ОртоС» – негосударственное многопрофильное протезно-ортопедическое предприятие, специализирующееся в области проектирования и производства протезно-ортопедических изделий для комплексной реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и ампутациями конечностей на всех уровнях, созданное в 1995 году.
Предметом лизинга являлось станочное оборудование (высокоточные станки с ЧПУ производства фирмы HAAS, США), необходимое для производства и обработки протезно-ортопедических изделий. Данному проекту было уделено особое внимание, поскольку приобретение и использование данного оборудования является социально значимым – ежегодно в Центре протезируются около 1000 инвалидов всех возрастных категорий с любым уровнем ампутации, а курс реабилитации проходят более 300 инвалидов, в т. ч. дети, ветераны ВОВ, локальных конфликтов и военных действий в Афганистане, Чечне.
Для финансирования данной сделки были выбраны несколько крупнейших банков, среди которых проводился мониторинг на более выгодное предложение кредитных условий. В результате был выбран Сибирский банк Сбербанка РФ, предложивший наиболее выгодные условия финансирования.
Основная концепция деятельности лизинго¬получателя звучит так: дать людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью и уверенно смотреть в свое будущее. Со своей стороны ЗАО «Первая лизинговая компания» ставит задачей не только развитие экономики региона, но и участие в реализации проектов, направленных на улучшение качества жизни жителей Сибири и других ближайших территорий, нуждающихся в поддержке здоровья и социальной реабилитации.
На протяжении срока действия договора лизинга ООО «Нейроортопедический центр «ОртоС» показал себя как ответственный, финансово устойчивый лизингополучатель. Ежеквартально проводился мониторинг работы как предприятия в целом, так и переданного в лизинг оборудования.
В 2008 году был заключен второй договор на поставку аналогичного оборудования.
Обе сделки были успешно завершены в 2010 году.

Лизингодатель: «РТК-ЛИЗИНГ»
Объем сделки: 1 015 000 000 рублей
Вид имущества: телекоммуникационное оборудование


В течение 2010 года в ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» была принята в работу и реализована сделка по поставке оборудования для расширения и модернизации сети передачи данных для Группы компаний «Скай Линк», специализирующейся на предоставлении услуг высокоскоростного мобильного доступа в Интернет и голосовой связи (используется технология третьего поколения 3G — CDMA2000 1X EV-DO, реализованная в радио-интерфейсе 450 МГц).
Такое оборудование ранее эксплуатировалось телекоммуникационными компаниями только для предоставления услуг сотовой связи. ГК «Скай Линк» — одна из первых в России, которая начала использовать его для широкополосной передачи данных посредством сотовой связи. Компания «РТК-ЛИЗИНГ» профинансировала расширение производственных мощностей «Скай Линк», и за счет приобретения оборудования посредством механизма лизинга «Скай Линк» существенно усилил свои позиции на рынке передачи данных как в Москве, так и в регионах, и в настоящее время является лидером в данном направлении.
Отличительной чертой этой сделки явилось то, что за короткий срок необходимо было поставить базовые станции и оборудование транспортной сети производства Huawei и Alcatel-Lucent в комплексе с проведением полного цикла работ по организации объектов связи: проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных.
В ГК «Скай Линк» был проведен отбор интеграторов, которые выполнили указанные работы, а ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» выступило финансовым партнером и осуществило передачу в лизинг полностью подготовленных к эксплуатации объектов связи.
Кроме того, данная сделка реализована без существенного обеспечения, что позволило, наравне с другими факторами, предложить лизингополучателю максимально выгодные условия: среднегодовое удорожание проекта на уровне 9,5 %, а также отсрочку уплаты лизинговых платежей по договорам лизинга на срок от 2 до 4 месяцев.
Для ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» сделка подобного рода не является уникальной. За пятнадцатилетнюю историю компании был реализован целый ряд крупных комплексных проектов, которые включали финансирование приобретения сложного телекоммуникационного оборудования и полного цикла работ — от проектно-изыскательских и строительно-монтажных до сдачи готовых объектов связи в лизинг клиентам компании.

Лизингодатель: «Балтийский лизинг»
Объем сделки: 390 000 000 рублей
Вид имущества: металлообрабатывающее оборудование


В конце 2010 года ЗАО «Балтийский лизинг» заключило с ОАО «ГОЗ Обуховский завод» (входит в Концерн ПВО «Алмаз-Антей») сделку на сумму 390 млн руб. на срок 5 лет. Предметом сделки является новое металлообрабатывающее оборудование европейских производителей, изготовляемое по отдельным техническим заданиям с учетом специфики деятельности лизингополучателя. Поставщиками оборудования выступают итальянская компания-производитель Alesamonti?S. r.l. и ООО «Галика-ТиМ», официальное российское представительство швейцарской фирмы ГАЛИКА АГ.
ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» является специализированной структурой оборонно-промышленного комплекса России в области разработки и производства средств противовоздушной обороны.
Оборудование приобретается в рамках проводимого Плана технического перевооружения ОАО «ГОЗ Обуховский завод» на 2010–2013 гг. и реализации строительства на его площадке современного промышленно-конструкторского технопарка — Северо-Западного регионального центра Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
Проект предполагает реструктуризацию и перевод производственных мощностей дочерних обществ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» (ОАО «ГОЗ Обуховский завод», ОАО «Завод радиотехнического оборудования», ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения», ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры», ОАО «Российский институт радионавигации и времени»), расположенных на различных площадках Петербурга, в один комплекс на проспекте Обуховской обороны, 120.
Строительство Северо-Западного регионального центра осуществляется Концер¬ном ПВО «Алмаз-Антей» совместно с Пра¬вительством Санкт-Петербурга, проект признан стратегическим и полностью соответствует городской программе вывода промышленных предприятий из центра города. Реализация данного проекта позволит освободить значительные городские площади для их дальнейшего использования в непроизводственных целях.
Многие лизинговые компании боролись за право финансировать данный проект. Лизингополучатель выбирал лизинговую компанию по многим критериям. В нелегкой конкурентной борьбе ЗАО «Балтийский лизинг» одержало победу благодаря не только предложенной ставке финансирования, но и, главным образом, умением быстро, качественно структурировать сложные сделки с новым клиентом и поставщиком.

Лизингодатель: Агентство по инвестициям и лизингу «ГЛОРЭСС»
Объем сделки: 230 000 000 рублей
Вид имущества: комплекс теплоснабжения


В 2006 году запущен лизинговый проект в области энергосбережения, стоимостью 230 млн рублей, сроком на 7 лет. Проект направлен на реализацию программ энергосбережения городов и районов Удмуртской Республики с проведением энергосберегающих мероприятий по выработке и транспортировке тепловой энергии.
Проект запущен по варианту проектного финансирования и окупается за счет экономического эффекта от внедренных энергосберегающих мероприятий. Покрытие финансовых вложений обеспечивается инвестиционной составляющей, закладываемой в тариф на тепловую энергию.
Участники проекта:
АНО «Агентство по энергосбережению» — разработчик муниципальных программ, генеральный подрядчик и поставщик комплексов теплоснабжения;
ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу «ГЛОРЭСС» — лизинговая компания — инвестор;
ООО «Регионресурсы» — лизингополучатель;
Муниципальные предприятия — сублизингополучатели — теплоснабжающие организации.

Комплекс услуг, оказываемый ОАО «Агент¬ство по инвестициям и лизингу «ГЛОРЭСС», включает:
лизинговое финансирование затрат по разработке и утверждению проектно-сметной документации;
лизинговое финансирование работ, связанных с созданием, либо реконструкцией объектов теплоснабжения, поставкой оборудования, прокладкой коммуникаций, пуско-наладкой и сдачей.

На стартовом этапе в качестве инвестиционных ресурсов использовались средства облигационного займа Правительства Удмуртской Республики сроком на 3 года, по ставке 10 % годовых, в последующем произведено рефинансирование в СБ РФ сроком на 4 года. Участие в проекте приняли 11 районов Удмуртской Республики, реконструировано и создано вновь 42 энергетических объекта.
На стартовом этапе сделка обеспечивалась в сторону Минфина Удмуртской Республики залогом муниципального имущества, в последующем в сторону СБ РФ — гарантией Правительства Удмуртской Республики и залогом лизингового имущества.
По проекту, как социально значимому, предоставлена господдержка в виде льготы по налогу на имущество балансодержателю-лизингодателю.
В перспективе предусмотрено расширение проекта путем включения в него других районов и городов Удмуртской Республики и внедрения новых прогрессивных энергосберегающих технологий.

Лизингодатель: группа лизинговых компаний «Зест»
Объем сделки: 93 000 000 рублей
Вид имущества: вертолет EUROCOPTER модели AS355N


В декабре 2010 года в Группу лизинговых компаний «ЗЕСТ» обратился клиент для приобретения по лизинговой схеме вертолета EUROCOPTER модели AS355N.
Основное направление деятельности лизин¬го¬получателя — промышленное строитель-ство в энергетической и транспортной отраслях. Приобретаемое воздушное судно было необходимо для проведения оперативного инспекционного контроля и осмотра строительных площадок, на которых лизингополучатель ведет строительство, для оперативной доставки специалистов и сложного дорогостоящего оборудования на удаленные объекты.
При подготовке сделки в кратчайшие сроки была разработана ее структура, проведен полный финансовый анализ клиента, вынесена заявка на кредитный комитет. Как результат — получено финансирование, подготовлен весь пакет документов для заключения лизингового договора.
Сделки с воздушными судами всегда имеют свою специфику и требуют знаний определенных тонкостей, как технического, так и юридического характера. Поэтому для выполнения определенных действий по его техническому сопровождению, а также для совершения регистрационных действий был привлечен агент. В частности, в зону его ответственности входили следующие функции: техническая приемка вертолета, его регистрация в Едином Государственном реестре прав на воздушные суда РФ, получение свидетельств и необходимых сертификатов, осуществление технических консультаций по эксплуатации воздушного средства.
Определенная структура лизинговой сделки, необходимость подготовки большого количества документации — эти моменты составляли основную её сложность, однако опыт и высокая квалификация сотрудников ГК «ЗЕСТ» позволили осуществить заключение контракта за 2 недели. С другой стороны, для специалистов ЗЕСТа, имеющих опыт оформления сделок финансовой аренды воздушных судов разной степени сложности, в данном случае облегчил работу тот факт, что и собственник, и имущество находились на территории РФ, и вертолет уже имел регистрационный номер в Росавиации. Стороны подписали лизинговый договор сроком на 36 месяцев. Сумма договора финансовой аренды (лизинга) составила более 93 млн рублей. В соответствии с планом проведения сделки, менее чем через 2 месяца после подписания договора лизинга, компанией было получено право собственности на воздушное судно, которое сразу было передано лизингополучателю.
Данный лизинговый проект появился от одного из отделений широкой филиальной сети банков партнеров и был реализован благодаря опыту проведения сделок по передаче в лизинг средств авиатехники. Сегодня Группа компаний «ЗЕСТ» готова осуществлять проекты любой сложности практически в любом регионе России на максимально удобных для лизингополучателя условиях.

Лизингодатель: Государственная транспортная лизинговая компания
Объем сделки: 1 240 000 000 рублей
Вид имущества: пассажирский транспорт


Государственная транспортная лизинговая компания в декабре 2010 года заключила договоры на поставку в лизинг 331 автобуса для осуществления городских пассажирских перевозок Санкт-Петербурга. Общая стоимость контрактов составляет 1,24 млрд рублей.
Лизингополучателями стали три основных транспортных предприятия города, ставших победителями по ряду крупнейших лотов в конкурсе Комитета по транспорту Санкт-Петербурга на замещение муниципальных маршрутов на 5 лет – ООО «Питеравто», ООО «Шпунт Северо-Запад», ОАО «АТП № 31».
В рамках проекта ГТЛК поставила 282 автобуса ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ и ЛиАЗ-ГолАЗ ООО «Пи¬тер¬авто», ООО «Шпунт Северо-Запад» – 23 автобуса ЛИАЗ, и ОАО «АТП № 31» – 26 автобусов ПАЗ.?Поставщиком пассажирских автобусов стало ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ».
Особенности проекта:
Проект осуществлялся в рамках лизинговых программ с государственным финансированием, что позволило ГТЛК предложить низкую стоимость программ и гибкий график погашения платежей (условия по контрактам различаются; среднегодовая ставка удорожания по всем контрактам не превышает 8 % с учетом КАСКО и налога на имущество). Лизинговые программы с финансированием из средств уставного капитала призваны, в первую очередь, решать актуальные задачи транспортной отрасли и стимулировать обновление технических парков экономически неустойчивых сегментов.
В ситуации необходимости единовременного пополнения парка для выполнения обязательств по осуществлению транспортных пассажирских перевозок по городским маршрутам ГТЛК предложила компаниям-победителям городского конкурса оптимальные условия и сроки поставок. Крепкие партнерские отношения с Группой ГАЗ и ее дивизионом «Русские автобусы» позволило гарантировать поставку большой партии необходимых автобусов.
Поставка автобусов для нужд Санкт-Петер¬бурга также имеет социально значимый характер, так как обновленный парк ведущих перевозчиков города способствует повышению качества обслуживания на маршрутах и соответствует требованиям администрации города. ?

Лизингодатель: Смоленский центр делового развития
Объем сделки: 600 000 рублей
Вид оборудования: оснастка для производства бетонных изделий


В этой сделке сложно выделить какие-то особы эстетические качества, которые позволяли бы квалифицировать ее как «красивую». Действительно, вполне тривиальная передача в лизинг комплекта инвентарных форм и иной оснастки для производства бетонных колодезных колец. И цена сделки — чуть больше 600 тысяч рублей — не поражает объемами. Лизингополучатель — индивидуальный предприниматель М. В.?Ильинец является типичным представителем т. н. «портфельной» группы клиентов — субъектов малого и среднего предпринимательства, на обслуживании финансовых потребностей которых специализируется лизинговая компания ОАО «Смоленский центр делового развития» с момента своего основания в 1996 году. В общем, ничего примечательного — сделка как сделка, каких множество.
Но если принять во внимание ситуацию, в которой осуществляется эта лизинговая сделка, возможности ее социальной отдачи, то она заиграет совершенно иными красками. Индивидуальный предприниматель М. В.?Ильинец организовал производство колодезных колец в исправительной колонии № 3, расположенной в поселке Шахты Сафоновского района Смоленской области и создал рабочие места для заключенных, отбывающих наказание в этой колонии. Развивая этот проект, М. В.?Ильинец отнюдь не преследовал благотворительные цели, а руководствовался своими, предпринимательскими интересами. Но в этой ситуации такие интересы вполне закономерно переплелись с ожиданиями заключенных и обеспечили социальную эффективность проекта.
В настоящее время из 1500 человек, содержащихся в колонии, 200 обеспечены постоянной занятостью на организованном М. В.?Ильинцом производстве. Это отнюдь не подневольный, а реально вознаграждаемый труд, позволяющий существенно улучшить условия питания и содержания заключенных. Но наряду с материальными стимулами, в условиях колонии актуализируется и сама возможность работать, осваивать новые профессии и трудовые навыки, формировать иную культуру взаимоотношений. Как раз это, на наш взгляд, и обеспечивает эстетическое наполнение сделки. Сложно представить себе более дисгармоничные человеку условия существования, чем условия жизни в колонии. А описанный проект — пусть немного и не во всем, но вносит некоторую гармонию в эти условия.
Конечно, нельзя относить это к заслуге М. В.?Ильинца, администрации колонии или лизинговой компании. Каждый в этом проекте выполняет свои функции, преследуя свои интересы. Но комбинация этих функций и интересов позволила сформировать из внешне ничем не примечательной сделки социально значимую и потому эстетичную композицию.

Лизингодатель: ЗАО «Акрополь»
Предмет лизинга: полиграфическое оборудование
Стоимость оборудования: 397 000 евро


Летом 2010 года была профинансирована сделка по приобретению широкоформатного струйного принтера Durst австрийского производства стоимостью 397 000 евро. Данный предмет лизинга отличает не только то, что это уникальная по своим характеристикам и возможностям машина нового поколения, но и тот факт, что данный принтер в своем модельном ряде является первым в мире и единственным в России.
Лизингополучателем выступила Рекламная Группа ЛИГО в г. Санкт-Петербург. Интересна также ее история. Началась она более 10 лет назад в г. Ульяновск, где и сейчас работает ее подразделение, с приобретения и использования рекламных конструкций. В настоящее время это динамично развивающаяся компания, реализующая самые разнообразные проекты с использованием всего спектра возможностей современных рекламных технологий.

Лизингодатель: ЗАО «Акрополь»
Предмет лизинга: железнодорожный подвижной состав
Стоимость оборудования: 22 000 000 рублей


В марте 2011 года в лизинг был передан железнодорожный подвижной состав из 46 вагонов стоимостью 22 000 000 рублей. Лизингополучателем выступил ООО «Восток», г. Тольятти. Данная транспортная компания, пережившая кризисный период, в настоящее время осуществляет свой вклад в развитие моногорода и диверсификацию его экономики.
ЗАО «Акрополь» – относительно молодая универсальная тольяттинская лизинговая компания с компетентной командой из опытных сотрудников (с опытом работы в сфере лизинга до 10 лет). Нас отличает самостоятельность на финансовом рынке, что позволяет делать гибкие, конкурентоспособные предложения, в зависимости от индивидуальных потребностей клиента и принимать решения в кратчайшие сроки.



Мировой опыт лизинга в России. Развитие бизнеса в текущих рыночных условиях

(Редакционный материал)

Под таким названием 30 мая – 1июня в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция, которая прошла в рамках I Съезда лизинговой отрасли России. В своем приветственном слове президент Объединенной лизинговой ассоциации К.А. Царев подчеркнул, что руководствуясь многолетней практикой ведущих лизинговых ассоциаций мира ОЛА учреждает традицию проведения ежегодного отраслевого съезда, который должен стать флагманом лизинговой отрасли, расставляющим приоритеты в решении насущных проблем и вырабатывающим направления дальнейшего развития. Далее он отметил, Российский рынок имеет свои особенности, однако интеграция с мировым лизинговым сообществом через обмен опытом сотрудничество между участниками лизингового бизнеса совершенно необходима для дальнейшего планомерного развития.
С кратким ретроспективным анализом отрасли и ее задачами в современных условиях на конференции выступил основоположник лизинговой отрасли в России, разработчик первых законодательных и нормативных документов, помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО В.Н. Голощапов. Затем слово было предоставлено почетному докладчику, международному эксперту по лизингу г-ну Судхиру Амамбелу, который рассказал о текущей ситуации на лизинговых рынках, микрофакторах, влияющих на лизинг в мире, стратегическом развитии лизинговой отрасли, а также об основных проблемах и направлениях ее развития.
Обзор Европейского рынка лизинга был представлен в докладе Вице-Президента Европейской Лизинговой Ассоциации (Leaseurope) г-на Мои Массимилиано, который остановился на актуальных вопросах развития рынка в ряде стран и проинформировал собравшихся о деятельности европейской лизинговой ассоциации.
Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА» в своем выступлении подвел итоги лизинговой деятельности в России 2010 года , представил прогноз развития отрасли в 2011 году, обозначил предполагаемый ландшафт рынка через 2 – 3 года, а также назвал основные угрозы, которые, на его взгляд, могут существенно повлиять на темпы развития и структуру рынка лизинговых услуг в ближайшей перспективе.
О требованиях Базель II для европейских лизинговых компаний собравшимся рассказал г-н Ролло Фабрицио, Генеральный директор «ЮниКредитЛизинг».
Г-н Рупье Винсент, Управляющий директор корпоративного Центра Arval (ИТЗ Paribas Group), Председатель Автомобильной группы Leaseurope в своем выступлении подробно остановился на вопросах развития европейского рынка лизинга автотранспорта, его проблемах и перспективах, а также опыту применения оперативного лизинга.
Начальник отдела управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу Ольга Большакова в своем докладе осветила вопросы взаимодействия Росфинмониторинга с лизинговыми компаниям и рассказала о результатах надзорной деятельности.
О ходе реализации Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, ее текущего состояния и перспективах развития собравшиеся узнали из доклада директора Департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк».
Александр Михайлов, Вице-президент по развитию компании EUROPLAN посвятил свое выступление вопросам финансирования розничного лизинга, развития филиальной сети, а также привел примеры конкурентной борьбы между лизинговыми компаниями.
Об истории создания и особенностях законодательной базы по лизингу в России участникам конференции рассказал один из ветеранов отрасли, коммерческий директор ГК «Балтийский лизинг» Владимир Наймарк.
Тему мониторинга ценообразования на вторичном рынке имущества, рассматривая ее как инструмент снижения имущественных рисков лизингодателей поднял в своем докладе заместитель Генерального директора компании «Газпромбанк Лизинг» Дмитрий Владимиров.
Роман Фролов, заместитель Генерального директора, руководитель Центра корпоративного страхования СОАО «ВСК» посвятил свое выступление особенностям страхования в лизинговых операциях.

Царьков В.А., Начальник аналитического управления КБ "БФГ - Кредит"
Динамическое моделирование бизнеса лизинговой компании


По математическим моделям бизнеса лизинговых компаний имеется большое число публикации, посвященных, как правило, анализу источников прибыли и методам ее расчета. Указанные работы отличаются разнообразием подходов к решению задачи. Иначе говоря, лизинг находится в активной стадии развития теории и накопления практического опыта.
В настоящей работе сделана попытка моделирования бизнеса лизинговой компании на основе теории автоматического регулирования. Такие модели уже нашли применение для анализа достаточно широкого круга экономических объектов: производственных и торговых предприятий, банковской деятельности .
Для разработки моделей были использован практический опыт договорных взаимоотношений лизингодателя с лизингополучателем.
Новизна работы заключается в разработке блок схемы модели бизнеса и имитационной модели управления бизнесом лизинговой компании, содержащей алгоритмы управления ликвидностью компании.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в 3-м номере «Лизинг ревю» (полиграфическая версия)

Конференция по бухучету

Состоялась всероссийская конференция «Проект «Положение по бухгалтерскому учету «аренда» в части лизинговых операций», организованная Подкомитетом ТПП РФ по лизингу, в ходе которой был представлен проект ПБУ, разработанный Минфином совместно с Фондом «Национальный совет по стандартам финансовой отчетности НСФО»,"

В ее работе приняли участие:

Сухарев Игорь Робертович - Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов РФ,
Акиндинов Алексей Юрьевич - Председатель Подкомитета по лизингу Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, Генеральный директор ОАО «РосБР Лизинг»,
Макаревич Максим Эдуардович, член Национального совета по стандартам финансовой отчетности фонда НСФО,
Сухарева Оксана Александровна - Генеральный директор Бухгалтерского методологического центра (БМЦ), куратор Комитета по толкованию,
Царев Евгений Маркович - модератор конференции, руководитель аппарата Подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ»,
а также представители общественных организаций и ведущие специалисты лизингового сообщества.

В процессе обсуждения проекта ПБУ представитель Минфина РФ обратил внимание участников конференции на следующие тенденции и особенности, которые были учтены при разработке данного стандарта:
• Переход к новому процессу нормативного регулирования бухгалтерского учета, который предполагает участие профессионального сообщества в нормативном регулировании в целом и в частности в формировании положений по бухгалтерскому учету;
• Ориентация на новые стандарты МСФО (IAS `17);
• Стремление реализовать в проекте наиболее общие вопросы отражения операций по договорам аренды.
В ходе состоявшейся дискуссии участники конференции отметили основные особенности и последствия применения данного стандарта для лизинговой отрасли в целом и для лизинговых компаний и лизингополучателей.
Кроме того, на конференции были затронуты вопросы классификации договора финансового лизинга, целесообразности регулирования порядка бухгалтерского учета конкретными нормами и правилами, порядок и правила дисконтирования, необходимость установления критериев и правил учета аренды сроком менее 12 месяцев и т.д.
ПБУ «Аренда» находится в стадии обсуждения профессиональным лизинговым сообществом. Рабочая группа по ПБУ при Подкомитете ТПП РФ по лизингу, аккредитованная Минфином для совместной работы над ПБУ с «Национальным советом по стандартам финансовой отчетности НСФО», призвана способствовать совершенствованию предлагаемого Положения в интересах лизингового сообщества.
Предполагаемый срок утверждения данного стандарта установлен до конца 2011 года.

 
« Предыдущая тема · СМИ о лизинге · Следующая тема »

2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Режим отображения: Стандартный · Переключить на: Линейный · Переключить на: Древовидный

Подписка на тему · Сообщить другу · Версия для печати · Подписка на этот форум

Текстовая версия Сейчас: 20.8.2011, 9:45