"Лизинг ревю" № 6 (2013)
Содержание номера
Тренды, сделки, развитие филиальной сети
Рынок лизинга в России близок к стагнации
Российские предприниматели не доверяют способу «временного» владения производственным оборудованием, предпочитая, если есть возможность, приобретать его в собственность. Об этом в ходе XII конференции «Лизинг в России», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», заявил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. .
По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.
Совокупный портфель лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2013 года составил 2,65 трлн. рублей, в том числе объем нового бизнеса - 940 млрд. рублей. Половину лизингового портфеля на 1.10 занимает железнодорожная техника, хотя ее доля и сокращается.
В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, оперативный лизинг за год, наоборот, увеличился вдвое. Впрочем, оперативный лизинг остается сегментом лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки в общем объеме рынка заняли только 8%, не слишком увеличится их доля, по прогнозу, и в 2014-м. Развивать оперативный лизинг в ближайшие два года, согласно опросу "Эксперт РА", собираются менее пятой части лизингодателей – лишь 10–15% компаний.
86% сделок оперативного лизинга суммарно пришлось на сегменты ж/д и авиатехники, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости
Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов, а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Для сравнения, в Европе средняя доля оперативного лизинга в общей структуре рынка составляет 35-40%.
«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, – отметил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. – Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании».
Как и год назад, на первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса «Эксперт РА» поставили нехватку именно платежеспособных «качественных» клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра.
Тенденции спроса
Объем рынка лизинга в целом в следующем году останется на том же уровне, считает коммерческий директор группы компаний "Балтийский лизинг" Владимир Наймарк. По его мнению, тенденция сокращения спроса на лизинговые услуги в секторе железнодорожного транспорта связана с насыщением рынка и, как следствие, снижением объемов закупок вагонов в текущем году по сравнению с 2012-м. "Локомотивами роста рынка лизинговых услуг в ближайшее время можно считать сферы бизнеса, связанные с услугами для населения. Прежде всего, это торговля, транспорт и жилищное строительство, а также инфраструктурные проекты – строительство скоростных дорог, автодорог и стадионов".
Аукцион
Администрация Нижнего Новгорода объявила аукцион на приобретение в лизинг специализированной дорожной техники и бункеров для мусора. Начальная цена
контракта составляет 445,1 млн руб. Всего администрация Нижнего Новгорода намерена закупить 124 единицы специализированной дорожной техники и 10 бункеров для мусора. В августе администрация города проводила аукцион на оказание услуг по финансовой аренде вагонов метрополитена. Победителем стало ЗАО "Сбербанк Лизинг". Общая цена контракта составила 942 млн руб. с рассрочкой платежа на семь лет. 15 вагонов метро поступят в город до 27 декабря. Кроме того, в апреле администрация Нижнего Новгорода и Приволжская лизинговая компания подписали контракт на оказание услуг по финансовой аренде 20 трамваев с переменным уровнем пола для Нижнего Новгорода. Трамваи приобретены в лизинг до 2017 г. Сумма сделки составила более 450 млн руб.
Источник: http://advis.ru/php/view_news.php?id=31239...07-34474759E082
Спецпредложение
Корпорация AGCO, один из мировых лидеров по производству и поставке сельскохозяйственной техники и оборудования, и ее партнер по финансированию — ООО "Де Лаге Ланден Лизинг" запустили спецпредложение на технику Challenger, Fendt и Valtra. Как отмечается в сообщении AGCO, основным преимуществом совместной лизинговой программы являются ставки удорожания — от нуля до 0,6% годовых в евро при сроке лизинга до 48 месяцев. При заключении контракта в рублях удорожание не превысит 4% в год при условии уплаты первоначального взноса в размере 20% от стоимости новой техники. Дополнительные платежи по оформлению сделки отсутствуют. График погашения задолженности зависит от срока договора финаренды. "Программа распространяется на колесные и гусеничные тракторы Challenger, самоходные опрыскиватели RoGator, тракторы Valtra и Fendt, а также на широкую линейку посевной и почвообрабатывающей и техники. Клиент может получить детальное описание программы и индивидуальное предложение при обращении к дилеру AGCO, работающему в его регионе"
Подписаны соглашения
Соглашения, подписанные в Ставрополе с компаниями "Диосна-МИВЕ" и "РОНДО Русь" в рамках "Праздника хлеба на Юге России", предусматривают сотрудничество в целях развития малого и среднего предпринимательства в сфере хлебопекарного и кондитерского производства. В рамках развития комплексного обслуживания ВТБ24 через свою дочернюю компанию ВТБ24 Лизинг предоставляет предприятиям финансирование в форме лизинга на покупку оборудования, недвижимости, воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта. Подписанное соглашение позволит клиентам банка более детально узнавать о механизме субсидирования, размерах и порядке оказания поддержки предпринимателей сферы хлебопечения и кондитерского дела. Запланирован совместный мониторинг рынка с целью разработки наиболее интересных и востребованных рынком продуктов.
Жилищный лизинг
Банк ВТБ 24 готовится в I квартале 2014 года вывести на рынок новый продукт — жилищный лизинг. Особенность заключается в том, что недвижимость, на приобретение которой банк выдал кредит, находится не в залоге, а принадлежит лизинговой компании до полного погашения займа. Лизингодателя-партнера банк пока не называет. Сейчас приобрести недвижимость на условиях лизинга могут только юридические лица. Предложение подобных нишевых продуктов является частью новой стратегии банка в сфере ипотечного кредитования, рассчитанной на три года, поясняет старший вице-президент ВТБ 24 Андрей Осипов. Целевая аудитория для такого продукта — высокорисковые заемщики, которые не могут или не желают официально подтвердить свой доход, отказываются от страховых программ. По словам Осипова, стоимость кредита может быть примерно на 1,5 процентного пункта выше, чем по базовым ипотечным программам (сегодня они составляют 12,95?13,95% годовых в рублях в зависимости от срока и первоначального взноса). Для банка жилищный лизинг привлекателен тем, что значительно облегчает процедуру взыскания: заемщик не станет собственником жилья, пока не выплатит долг. Эксперты в свою очередь обращают внимание на незащищенность клиента: в случае банкротства лизинговой компании никаких прав на недвижимость у него не останется.
Кадры
В органы управления ОАО "Югорская лизинговая компания" будет введен заместитель главы администрации Сургута Владимир Базаров. Согласно материалам Думы Сургута, там он заменит бывшего первого заместителя мэра города Романа Маркова, который в сентябре нашел себе работу в Санкт-Петербурге. Владимир Базаров был назначен заместителем мэра Сургута Дмитрия Попова в октябре 2013 года. Как отмечает "ЮграPro", власти Сургута неоднократно пытались провести приватизацию 12,92% акций лизинговой компании. Аукционы не состоялись в 2008, 2009 и 2011 годах.
Мультиформатный офис
Компания «Европлан», работающая на российском автофинансовом рынке через одноименные материнскую лизинговую организацию, банк и страховую структуру, открыла мультиформатный офис в подмосковном торгово-выставочном комплексе «Автогарант» по адресу: Люберецкий р-н, Котельники, Новорязанское ш., д. 6. Об этом сообщили в лизинговой компании, напомнив, что «Автогарант» — крупнейший авторынок Москвы и Центрального региона, где представлены как машины с пробегом, так и новые автомобили от крупнейших мировых и российских производителей.
В мини-офисе «Европлана» потенциальный покупатель может оформить понравившийся автомобиль в кредит или лизинг (либо, если ничего не подошло, продолжить поиск в онлайн-каталоге «Европлан Директ»), а также приобрести страховку. Кроме того, здесь можно заказать банковскую карту «Европлан Автоклуб», став участником одноименной бонусной программы.
МБА сформировал портфель исламского лизинга для Joint Leasin
Лизинговая компания Joint Leasing и ОАО «Международный банк Азербайджана» (МБА) завершили подготовку к предоставлению услуг исламского лизинга. Как сообщил начальник департамента исламского финансирования МБА Бехнам Гурбанзаде, хотя Joint Leasing не начинала исламский лизинг, но завершила подготовку к таким операциям.«Мы уже подготовили для компании пакет таких проектов на сумму порядка $5 млн. Пока у департамента исламского финансирования МБА есть свои сделки по лизинговым операциям. Речь уже идёт об около 60 клиентах, получивших от нас в лизинг квартиры, автомобили, производственную технику», – сказал Гурбанзаде.Ранее генеральный директор компании Joint Leasing Эльчин Ахмедов заявлял, что до конца ноября компания и департамент исламского финансирования МБА заключат договор о сотрудничестве и внедрят исламский лизинг в свою практику.«На первом этапе речь идёт об объёме операций на сумму 4 млн. манатов. Наше сотрудничество с департаментом банка связано с тем, чтобы оптимизировать работу компании и МБА по оказанию исламских финансовых услуг. С одной стороны, Joint Leasing будет оформлять лизинговые контракты, которые мог бы заключать департамент МБА, а с другой стороны, мы предложим на рынок свой новый продукт. В перспективе мы будем наращивать исламский лизинг не только в партнёрстве с МБА, но и с зарубежными исламскими финансовыми институтами», – сказал Э.Ахмедов.
О налоге на имущество
Министерство промышленности и торговли предлагает проработать вопрос об отмене налога на имущество в части воздушных судов. Это следует из проекта изменений, вносимых в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности».При ставке налога в 2,2% от балансовой стоимости владелец регионального самолета сможет экономить более $0,5 млн в год. Кроме того, это будет стимулом регистрировать авиатехнику в России, а не за рубежом.Как следует из документов Минпромторга, в этой мере заинтересованы основные игроки этой отрасли: «ВЭБ-лизинг», «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и Государственная транспортная лизинговая компания. Именно лизинговые компании значатся собственниками лайнеров и обязаны уплачивать налог на имущество. Cтоимость регионального самолета в среднем составляет $30 млн.
Изменены условия и линейка кредитов для малого и среднего бизнеса
ОАО "Балтийский инвестиционный банк" ("Балтинвестбанк", Санкт-Петербург) повысил процентные ставки, изменил условия и линейку кредитов для малого и среднего бизнеса, а именно банк повысил ставки по кредитным программам на 1-2% годовых в рублях. Новые программы банка – "Банковская гарантия исполнения контракта", "Тендерная гарантия" и "Лизинг". Дополнительно банк изменил сроки кредитования, максимальный и минимальный размер кредитования, требования к заемщику и условиям ведения бизнеса, сроки принятия решения по кредитной заявке, параметры залога и обеспечения.
Немецкое качество - якутскому селу
Именно с таким девизом лизинговая компания «Туймаада-Лизинг» представила представителям МО наслегов Усть-Алданского и Мегино-Кангаласского улусов презентацию новых лизинговых продуктов. Продукты «Семейная ферма» и «Летняя ферма» направлены главным образом, на поддержку личных подсобных хозяйств, повышения их эффективности за счет технической и технологической модернизации и обновления. Для реализации продукта «Семейная ферма» «Туймаада-Лизинг» предлагает полный комплект готовой молочной фермы, куда входят сэндвич-панели для строительства здания коровника, доильный аппарат Mobi Milk для доения коров с двойным доильным аппаратом, трактор Синтай 220 с отвалом для удаления навоза и охладитель молока. На оснащение одной фермы будет затрачено около 900 тыс. рублей. В перспективе планируется создать около 200 таких ферм. Проект рассчитан от 10-ти дойных коров. Компания предусмотрела также возможности оплаты реализации семейной молочной фермы. Оборудования молочной фермы выдаются сельхозтоваропроизводителю в лизинг сроком на 5 лет, первоначальный взнос составляет 10%. Нужно отметить, что часть затрат сельхозтоваропризводители смогут возместить по программе государственной поддержки. Субсидия предоставляется на возмещение фактически произведенных затрат в размере 10,0 тыс.рублей на 1 скотоместо, а при нахождении такого скотоместа на территориях труднодоступных и отдаленных населенных пунктов арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) – 15,0 тыс.рублей на 1 скотоместо. Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет в Министерство заверенные им копии документов в порядке и в сроки указанные в соответствующем приказе Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я), который опубликован на официальном сайте. Помимо этого фермеры могут рассчитывать на муниципальную поддержку. Компанией также был представлен полный комлект летней фермы в лизинг, куда входят доильный аппарат с двойным доильным аппаратом, охладители молока на выбор, насос молочный и дизель-электростанция 15 кВт. Вниманию присутствующим были представлены технические характеристики и описания всех предлагаемых оборудований. По лизинговой стоимости цена полного комплекта оборудования составляет от 500 тысяч в пределах 1 млн. рублей. Таким образом, лизинговая компания «Туймаада-Лизинг» усовершенствуя старые летние фермы, создает благоприятные условия для развития местного сельхозтоваропроизводства.
Спецпрограмма ROLF Cab для таксомоторных компаний
Компания ВТБ Лизинг запускает совместную с ГК «РОЛЬФ» программу ROLF Cab, в рамках которой клиентам предоставляется в лизинг полностью подготовленный к таксомоторным перевозкам автомо-биль. В данной программе участвуют наиболее популярные в сегменте такси модели марок: Ford, Skoda, Hyundai, Renault и Toyota, однако рассматриваются заявки компаний и на другие модели, поставляемые дилером. Одной из первых клиентов программы ROLF Cab стала московская компания «Новая Волна», которая приобрела 2 партии автомобилей: Skoda Octavia и Hyundai Solaris.
УРАЛСИБ | Лизинг: спецпрограмма на технику ТК «Ивановская марка»
Компания УРАЛСИБ | Лизинг и ТК «Ивановская марка» запускают специальную программу финан-сирования техники марок «РАСКАТ» и «Ивановец». Технику по данной программе можно будет приобрести в лизинг с 0% удорожанием; минимальным авансом — от 10%; сроком финансирования от 1 до 5 лет; возможностью финансирования клиентов без оценки финансового состояния; а также с различными графиками финансирования — аннуитетным, ступенчатым, линейно-убывающим и сезонным. Условия акции распространяются только на новые предметы лизинга.
Первая лизинговая сделка в сфере франчайзинга
Компания «ВЭБ-лизинг» впервые реализовала свой новый финансовый продукт, сочетающий в себе преимущества лизинга и франчайзинга и ориентированный на малых и средних предпринимателей. Франчайзером выступил «Тонус-клуб». «ВЭБ-лизинг» приобрел у поставщика оборудование для организации работы фитнес-клуба для последующей его передачи в лизинг «Тонус-клубу». Сумма финансирования составила порядка 3,2 млн рублей. Дебютная сделка была заключена благодаря достигнутым в октябре договоренностям о развитии сотрудничества между «Объединенной Лизинговой Ассоциацией» (ОЛА) и Российской Ассоциацией Франчайзинга (РАФ) при содействии столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства.
Поддержка программ ЖКХ Владикавказа
Компания «Сбербанк Лизинг» заключила один из крупнейших в 2013 году госконтрактов по передаче в лизинг коммунальной техники на Северном Кавказе. Владикавказскому муниципальному бюджетному учреждению «Специализированный экологический сервис» (ВМБУ «СЭС») будет поставлено 59 машин для уборки дорог и благоустройства города. Стоимость сделки составляет свыше 180 млн рублей. Срок контракта — 3 года, по истечении которых имущество перейдет в собственность города. Договор финансирует Северо-Кавказский банк Сбербанка России. Первую партию техники планируется передать лизингополучателю уже в начале декабря 2013 года. В числе поставщиков техники компании: «СИМ-авто», «Дварис» и «ЮгАвтоХолдинг». Машины будут полностью переданы во Владикавказ в срок до конца марта 2014 года.
Commerzbank AG (Москва): гарантия для «МТЕ Финанса»
Компания Euler Hermes Deutschland AG, специализирующаяся на страховании экспортных кредитов, предоставит гарантию на сумму более 7,05 млн евро по кредитной сделке «МТЕ Финанса» с Commerzbank. Сделка реализуется в рамках проекта поставки технологического оборудования Heckert GmbH, входящего в Starrag Group.
Новая услуга для физлиц от ВТБ 24 – покупка жилья в лизинг
ВТБ 24 намеревается в начале будущего года предложить гражданам новую услугу – жилищный лизинг. Как полагает RealtyPress.ru, несмотря на более высокую процентную ставку, это предложение, ранее доступное только юридическим лицам, будет интересно тем, кому уже отказано в ипотеке.
Схема вполне понятна: квартира или дом, на покупку которых банк выдал кредит, будет находиться не в залоге, а принадлежать лизинговой компании до погашения займа. Заемщики же, пока выплачивается кредит, останутся в статусе арендатора. Только полностью рассчитавшись с банком, заемщики получат право собственности.Эксперты полагают, что именно высокорисковые заемщики могут стать целевой аудиторией для этого продукта. Для банка такая система удобна тем, что процедура взыскания долга у неплательщика оказывается несложной: достаточно расторжения лизингового договора и фактического освобождения квартиры арендодателем. К тому же, предполагается, что процентная ставка по лизинговому кредиту будет примерно на полтора процентных пункта выше, чем по ипотечному займу.
"ВЭБ-лизинг" расширил сеть региональных подразделений
Компания «ВЭБ-лизинг» открыла 22 новых региональных подразделения: 13 в Москве, два в Санкт-Петербурге, по одному в Воронеже, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Сургуте, Краснодаре и Екатеринбурге. Все новые подразделения открыты на базе уже имеющихся и различаются по направлениям продаж. В частности, в Москве, где их количество теперь достигло 29, в число открытых подразделений входят специализирующиеся на лизинге грузовых автомобилей, спецтехники, работающие с флитовыми сделками. Одно из новых столичных подразделений будет специализироваться на лизинге оборудования для малых и средних предприятий.В общей сложности у «ВЭБ-лизинга» сегодня 150 региональных подразделений. За шесть месяцев текущего года компания заключила более 10,5 тыс. договоров лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства на сумму свыше 19,5 млрд рублей.
Поручитель по кредитам GTLK Europe Ltd.
ГТЛК выступит поручителем по кредитам своей европейской «дочки» — GTLK Europe Ltd. на общую сумму до 225 млн долларов. Средства предоставляются группой Credit Suisse на 5 лет под LIBOR плюс 4% годовых. Общая максимальная сумма обязательств ГТЛК по данному поручительству — 400 млн долларов. По кредитам также предусмотрен залог — стопроцентные пакеты 4 подконтрольных ГТЛК зарубежных структур, зарегистрированных на Бермудах и в Ирландии.
Приемлемый уровень финансовой устойчивости
Агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности компании «РЛизинг» на уровне «В++» (приемлемый уровень финансовой устойчивости). Прогноз по рейтингу изменен со «стабильного» на «позитивный», означающий высокую вероятность повышения рейтинга в среднесрочной перспективе. Пересмотр прогноза по «РЛизингу» обусловлен как уже проведенным в 2012 году (43 млн рублей), так и планируемым увеличением капитала (около 40 млн рублей). Поддержку рейтингу по-прежнему оказывают низкий уровень просроченной задолженности со стороны клиентов (0,5% портфеля на 1 июля 2013 года), низкая концентрация пассивов по кредиторам (на ту же дату на крупнейший банк-кредитор приходится 11,2% пассивов) и высокий уровень покрытия сделок дополнительными гаран-тиями и поручительствами (доля договоров с дополнительным обеспечением — 63% на начало июля).
Высокий уровень кредитоспособности
Агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности компании «Гознак-лизинг» на уровне «А» (высокий уровень кредитоспособности), прогноз по рейтингу — «стабильный», подуровень рейтинга — третий. Основными факторами, позитивно влияющими на рейтинг, выступают низкий уровень просроченной задолженности со стороны клиентов, низкая концентрация привлеченных средств на одном кредиторе (доля крупнейшего кредитора в пассивах на 1 июля 2013 года составила 21,1%) и высокий уровень покрытия сделок дополнительными гарантиями и поручительствами. Также на рейтинг повлияли хорошие конкурентные позиции компании в области судостроения, сотрудничество с надежными партнерами.
Баржа в возвратный лизинг
«Выборгский судостроительный завод» заключил договор возвратного лизинга с компанией «Интергрупп» на сумму 1,038 млрд рублей. Лизинговая компания выиграла конкурс по возмещению затрат на строительство баржи «Атлант», объявленный в начале октября. Договор возвратного лизинга будет заключен на 10 лет. Удорожание предмета лизинга составит 6% в год. Самопогружная баржа-площадка «Атлант» стоимостью около 0,6 млрд рублей была введена в эксплуатацию в августе и построена за собственные средства предприятия.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве
Документ предусматривает, в частности, организацию размещения облигационных займов ОАО «КАМАЗ» и кредитование Группы компаний «КАМАЗ» в 2014-2016 гг., реализацию корпоративной программы льготного ипотечного кредитования для сотрудников ОАО «КАМАЗ», организацию финансирования текущей деятельности ОАО «Нефтекамский автозавод», реализацию зарплатного проекта с ОАО «Нефтекамский автозавод». Компании будут разрабатывать совместные программы продвижения транспортных средств посредством лизинговых инструментов. Стороны договорились об объединении усилий, направленных на увеличение объема продаж автомобильной, специальной и пассажирской техники таких торговых марок, как КАМАЗ, НЕФАЗ, СЗАП, ТЗА и BRAVIS посредством предложения лизингового финансирования. Подписано также соглашение о намерениях между компаниями «Сбербанк Лизинг», «КАМАЗ» и «ТСМ», согласно которому предусматривается приобретение для дальнейшей передачи в лизинг ООО «ТСМ» (Краснодарский край) коммунальной техники на газомоторном топливе на шасси «КАМАЗ».
Передача баржи
«Газпромбанк Лизинг» передал в лизинг компании «П. ТрансКо» первую баржу проекта 82. Передача судна была осуществлена в рамках договора, подписанного в феврале 2013 года. Производителем выступил нижегородский завод «Красное Сормово». В общей сложности должно быть произведено 10 таких барж, 2 из которых должны быть сданы осенью 2013 года, а остальные 8 — с апреля по июнь 2014 года. Стоимость контрактов не разглашается.
Техника Weidemann на неделю бесплатно
ГК «Балтийский лизинг» запускает программу «Weidemann на неделю бесплатно», в рамках которой любая техника Weidemann бесплатно предоставляется в тестовое пользование на одну неделю. Про-грамма проводится в рамках партнерства с научно-производственным объединением «СтройМехТранс», официальным дилером техники и оборудования для строительного комплекса.
Boeing в лизинг от ГТЛК
Авиакомпания OrenAir (Оренбург) получит 2 самолета Boeing 737—800 в лизинг от GTLK Europe, зарегистриро-ванной в Ирландии «дочки» Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Поставка первого самолета запланирована на середину декабря, второго — на конец декабря 2013 года. Оба воздушных судна выпущены в 2006 году и заменят аналогичные самолеты 2001 и 2002 годов. Авиаком-пания планирует приобрести в лизинг еще 5 самолетов Boeing в 2014 году.
«Хомнет Лизинг» перевела свой сайт на доменное имя www.leasingsoft.com
Компания «Хомнет Лизинг» сообщает о переходе на новое доменное имя www.leasingsoft.com. Старое доменное имя www.1c-leasing.ru использоваться компанией больше не будет. Решение об изменении доменного имени сайта было принято в связи с расширением спектра предлагаемых лизинговым компаниям программных продуктов. Помимо уже хорошо зарекомендовавших себя решений на платформе «1С:Предприятие 8», компания «Хомнет Лизинг» активно развивает решения на базе технологий ?.Net?. В настоящий момент выпущены системы «Хомнет Лизинг Кабинет клиента» и «Хомнет Лизинг Кабинет партн?ра», позволяющие через Интернет просматривать информацию о сделках и взаиморасч?тах с клиентами, формировать коммерческие предложения и рассчитывать графики лизинговых платежей. Данные системы обладают рядом преимуществ, основные из которых — лицензирование без ограничения количества рабочих мест, а также отсутствие каких-либо ограничений по дизайну интернет страниц.
Более половины рекламных затрат лизинговых и страховых компаний приходится на телевидение
За три квартала 2013 года рекламный медиабюджет компаний, оказывающим финансовые услуги, составил $12 млн. 970 тыс. (без учета скидок).90% медиаинвестиций приходится на банковский сектор. По данным компании «Медиа Аудит», рекламные затраты страховых компаний составили $746 тыс., лизинговых – $149 тыс. (без учета скидок).
Несмотря на то, что большая доля рекламных денег была направлена на телевидение, большинство страховых и лизинговых компаний предпочли non-TV кампании, используя при этом не более трех медиа. Также обращает на себя внимание отсутствие выраженного интереса страховых и лизинговых компаний к медийной рекламе в интернете, что во многом объясняется активным использованием другого вида рекламы – контекстной рекламы. Скромные рекламные бюджеты объясняются особенностями рынков. В лизинговых компаниях считают, что главная проблема – недостаток фондирования.
Большинство лизинговых кампаний традиционно рекламируется в деловых и специализированных изданиях.
А страховые компании предпочитают направлять средства на развитие агентской сети, которая, по их мнению, наиболее эффективна в части привлечения клиентов и продвижения продуктов, нежели реклама в масс-медиа.
А страховые компании предпочитают направлять средства на развитие агентской сети, которая, по их мнению, наиболее эффективна в части привлечения клиентов и продвижения продуктов, нежели реклама в масс-медиа.
«Кировец» подешевел по лизингу более чем на миллион
Петербургские тракторы остаются востребованными, а инженеры и конструкторы завода создают новые ультрасовременные модели. Кировский завод и Росагролизинг запустили пилотную программу обновления парка сельхозтехники агрохозяйств России. Теперь новейшие модели энергонасыщенных тракторов «Кировец» стали доступны селянам, которые могут приобрести продукцию питерских тракторостроителей в лизинг сроком на 10 лет с отсрочкой первого платежа на 3 месяца, без дополнительного залога, со скидкой до 21% от розничной стоимости техники.
К примеру, новый высокотехнологичный «Кировец» К-744Р стандартной комплектации обойдётся в 4,6 млн рублей вместо установленных прайс-листом 5,8 млн рублей.
По мнению экспертов, успешный запуск нового проекта не только ускорит темпы обновления российского тракторного парка (для этого необходимы гибкие финансово-кредитные схемы, контролируемые государством), но и сможет поддержать в условиях промышленного спада производителей сельхозтехники, которые, чтобы остаться конкурентоспособными на мировом рынке, тратят собственные средства на модернизацию и постановку на конвейер тракторов и других машин, обслуживающих агрокомплекс.
Интервью номера
Сегмент лизинга для малых и средних предпринимателей
является одним из основных драйверов роста рынка лизинга в целом
«ВЭБ-лизинг» прочно удерживает лидирующие позиции на рынке лизинговых услуг в России, в том числе в сфере лизинга для малых и средних предпринимателей. Об особенностях и перспективах работы в данном сегменте рассказывает заместитель генерального директора компании «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава.
– Изменилось ли за последнее время качество малого бизнеса? Каким на Ваш взгляд будет его место в экономике России в будущем?
– Полагаю, что его качество, уровень профессиональной культуры и профессионализма наших предпринимателей будут в будущем только расти, нужно просто дать время предпринимателям, помогать им в этом и главное – не мешать. Не думаю, что в скором будущем малый бизнес станет основой экономики в России, однако тот факт, что его доля в ВВП России будет расти, не вызывает сомнения. Деятельность компании «ВЭБ-лизинг» как раз и ориентирована на то, чтобы этот рост происходил максимально динамично. Мы заключаем в месяц около двух тысяч лизинговых договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на территории всей России и лизинг уже зарекомендовал себя весьма эффективным инструментом для поддержки малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
– Уровень финансовой грамотности предпринимателей вырос? Комфортно ли работать такой крупной компании как ВЭБ-лизинг с малыми предпринимателями?
– Тот факт, что лизинг год от года все в большей степени обращает на себя внимание предпринимателей, говорит о росте их финансовой грамотности. Люди не зацикливаются исключительно на кредите, они проводят анализ различных финансовых инструментов и продуктов, предлагаемых финансовыми институтами, и выбирают наиболее оптимальный вариант для собственного бизнеса. Лизинг, в отличие от кредита, создан для удовлетворения потребностей именно юридических лиц, заточен под них. Несмотря на серьезные препятствия, с которыми сталкивается малый бизнес, его объем в России после кризиса все-таки растет. К началу текущего года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с началом 2012 года на 8,7 %, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6 %, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6 %, то есть практически каждый пятый житель страны, согласно статистике, трудится на малом предприятии. Оборот малых предприятий вырос на 3,8 %, рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9 %. Эти показатели свидетельствуют о том, что качество и устойчивость малого бизнеса, а так же уровень управления растут. Говоря о качестве взаимодействия крупных лизинговых компаний с предприятиями МСП, стоит отметить, что сегмент малого и среднего предпринимательства большинство членов лизингового отраслевого сообщества рассматривают в качестве одного из наиболее перспективных драйверов роста лизингового рынка в целом. При этом условия лизинга для предприятий МСП из года в год меняются в лучшую сторону, что говорит о все большей степени доверия, которое оказывает лизинговое сообщество представителям МСП.
– Какие формы государственной поддержки малого бизнеса Вы считаете наиболее эффективными?
– По моему мнению, необходимо развивать дифференцированный подход к малым предприятиям в вопросе налогообложения. Если предприятие молодое, ему необходимо предоставить налоговые льготы или вообще ввести налоговые каникулы на определенный срок, за который оно должно встать на ноги. Эта инициатива обсуждалась недавно, но пока конкретных шагов предпринято не было ввиду подводных камней, которые кроются за реализацией этой инициативы, например, перерегистрации фирмы на другое лицо или под новым названием по истечении срока налоговых каникул. Государство поддерживает представителей малого и среднего предпринимательства, создавая специализированные региональные центры на базе профильных ведомств, которые реализуют различные программы субсидирования МСП. Эти программы в различных регионах разные, есть специализированные программы поддержки предпринимателей, задействованных в инновационных сферах, в сферах, в развитии которых заинтересован конкретный регион. Кроме того, востребованной оказывается практика субсидирования лизинговых платежей государством. В разных регионах есть разные программы субсидирования лизинговых платежей, но в целом их условия предполагают возможность погашения за счет субсидий первоначального взноса по договору лизинга либо части договора лизинга. В качестве конкретного примера могу привести сотрудничество компании «ВЭБ-лизинг» с ГБУ «Малый бизнес Москву», которое выдает представителям МСП субсидии по лизингу. Максимальный размер субсидий составляет 5 млн рублей, при этом компенсируемая часть составляет до 30 % от стоимости предмета лизинга без учета НДС.
Кроме того, лизинг сам по себе, в м понимании, является эффективным инструментом поддержки малых и средних предпринимателей. Использование лизинга позволяет бизнесменам экономить на налогах, формировать удобный график платежей, открывает доступ к определенным сервисным ресурсам, которые позволяют оптимизировать процесс эксплуатации предмета лизинга. Более того, при заключении сделки лизинга не требуется залоговое обеспечение, а от обращения в лизинговую компанию до момента получения предмета лизинга проходит совсем немного времени – порядка 5 рабочих дней. В общем, лизинг имеет много особенностей, ориентированных на предпринимателя.
Далее Алексей Сичинава ответил и на ряд других вопросов.
Полностью ознакомиться с интервью можно на страницах «Лизинг ревю» №6 (2013)
Беседовала Татьяна Савельева
Кирилл Царев, президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
15 лет работаем на развитие лизинговой отрасли
Сегодня мы говорим о том, что Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) является крупнейшим российским профессиональным объединением участников лизинговой отрасли, объем бизнеса которых составляет около 80 % официального рынка лизинга России.
Приоритетными задачами ОЛА являются представление и защита интересов лизинговых компаний на государственном уровне, сбор достоверной информации о рынке лизинга в РФ, выработка единых стандартов проведения лизинговых сделок, образование. ОЛА представляет лизинговую отрасль РФ в Европе, являясь членом Европейской Конфедерации Лизинговых Ассоциаций (Leaseurope). Объединенная Лизинговая Ассоциация рада представить Вам краткие итоги своей работы в 2013 году.
На конец 2013 года в составе ОЛА находятся 93 компании. Определены основные проблемные вопросы отрасли. По каждой выделенной проблеме создан профильный комитет или рабочая группа, которая определяет направления работы, вырабатывает рекомендации, которые поступают на обсуждение Совета, Общего собрания, Съезда лизинговой отрасли. Юридический комитет. Руководитель – Нестерова Эвелина Эдуардовна, начальник юридического отдела ДЛЛ Лизинг Основная деятельность в 2013 году: Переписка с ЦБ РФ по проблеме, возникающей у лизинговых компаний при списании денежных средств со счетов неплательщиков а по инкассовому поручению лизинговой компании. Отражена целесообразность внесения изменений в Положение 383?П; Обращение в ФСФМ РФ в отношении обязанности лизинговых компаний проходить обучение; Формирование предложений и подготовка Проекта по внесению изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; Формирование и отправка предложений к законопроекту № 196666–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»; Выступление на совместном заседании Экспертных советов по инвестиционному законодательству и банковскому законодательству и аудиту при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку; Обращение в Минфин РФ по вопросу, касающемуся уплаты транспортного налога Формирование и отправка предложений относительно проекта Постановления Пленума ВАС РФ «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга», выступление в Президиуме ВАС РФ по данному вопросу;
Комитет по поддержке МСП
Руководитель – Сичинава Алексей Шалвович, заместитель генерального директораОАО
«ВЭБ-лизинг» Основная деятельность в 2013 году: Переписка с Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) о возможности при внесении данных в Автоматизированную Информационную Систему Обязательного Страхования (ИСАОСАГО) сведений о обственнике – лизинговой компании ставить отметку о том, что транспортное средство находится в лизинге у конкретного лизингополучателя; Формирование перечня государственных программ поддержки МСП через механизм лизинга, действующих в РФ; Анализ региональных программ субсидирования субъектов МСП в части компенсации затрат по договорам лизинга, формирование рекомендуемой версии программ поддержка. Отправка в региональные центры поддержки МСП писем с предложением унифицировать программы государственной поддержки в части возмещения затрат по договорам лизинга, согласно разработанному предложению ОЛА; Постоянное участие в заседаниях Отраслевой Комиссии по финансовой поддержке МСП Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.
Комитет по лизингу с полным набором услуг
Руководитель – Гвеналь Севар, генеральный директор ARVAL Russia Основная деятельность в 2013 году: Организация встречи с представителями ГИБДД. Встреча состоялась в продолжение совместного обращения АЕБ, ОЛА, РОАД по текущим вопросам, которые затрагивают бизнес процессы лизинговых компаний, а именно: касающиеся процессов выставления штрафов, регистрации автотранспортных средств, электронного документооборота и т. д.
Рабочая группа по созданию Кодекса стандартов рискменеджмента в ЛД
Основная деятельность в 2013 году: Создание Кодекса стандартов риск-менеджмента в лизинговой деятельности
Рабочая группа при Общественной организации «Деловая Россия» Основная деятельность в 2013 году: Постоянное участие в заседаниях комитета «Деловой России»; Внесение предложений по налогам по теме: «Предложения бизнеса по основным направлениям налоговой политики на 2014–2016 гг», в частности, относительно изменения порядка оплаты НДС с метода начисления на кассовый, а также сохранение ускоренной амортизации для предметов лизинга.
Третейский суд при ОЛА
Председатель – Смирнова Татьяна Евгеньевна, директор по аудиту КополАудитКонсульт»
Основная деятельность в 2013 году: Рассмотрение исковых заявлений. В течение 2013 года было проведено 2 судебных разбирательства. В течение года ОЛА также приняла активное участие в совещаниях департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэконмразвития с анализом актуальных проблем лизинговой отрасли, заседаниях комитета по оценке банковских рисков Ассоциации банков Северо-запада, встрече мэра Москвы Собянина С. С. с представителями общественных предпринимательских объединений, а также мероприятиях других организаций, министерств и ведомств.
Повышение квалификации и образование
Это важный аспект с начала деятельности ассоциации. Мы гордимся тем, что практически все мероприятия проводятся ассоциацией на постоянной основе, ежегодно. Они являются визитной карточкой ассоциации и профильными площадками по обсуждению тематических вопросов.
В 2013 году были проведены:
«ФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКАМИ лизинговых компаний: острые вопросы и перспективы сотрудничества». Круглый стол совместно с «ВСК».
«ДЕНЬ ЮРИСТА лизинговой компании», 8?я ежегодная конференция. В ней приняли участие 64 юриста из 51 компании.
«ДЕНЬ БУХГАЛТЕРА лизинговой компании», 7?я ежегоднаяконференция. В ней принялиучастие 35 главных бухгалтеров и сотрудников служб бухгалтерии из 25 лизинговых компаний России.
«ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР лизинговой компании», 5?я ежегодная профессиональная конференция. В ней приняли участие 36 представителей 29 лизинговых компаний.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА, профессиональный курс обучения/повышения квалификации в области лизинга (2 раза). В них приняли участие 36 представителей лизинговых компаний.
«РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ», 2?я профессиональная конференция. В нейприняли участие 49 представителей из 32 компаний.
« Б Е З О П А С Н О С Т Ь Л И З И Н ГО В О Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», 7?й ежегодный круглый стол. В нем приняли участие 31 представитель из 29 компаний.
«ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ ЛИЗИНГООЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», 4?я ежегодная конференция. В ней приняли участие 24 представителя из 21 компании.
«МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ В ЛИЗИНГЕ», 2?я ежегодная конференция с элементами тренинга. В ней приняли участие 22 представителя из 16 лизинговых компаний.
«ПЕРВЫЙ КУБОК ПО МИНИ-ФУТБОЛУ среди лизинговых компаний и их партнеров». В нем приняли участие 9 футбольных команд.
«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ», круглый стол. В нем приняли участие 11 представителей из 10 компаний.
3?й СЪЕЗД ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ. В нем приняли участие 115 представителейиз 78 компаний. Съезд был посвящен конкретной теме – формированию стратегии лизинговой отрасли.
Площадка по обмену опытом и информацией
В ОЛА создано несколько ресурсов для того, чтобы руководители компаний, а также профильные сотрудники могли решать текущие вопросы деятельности, задавали вопросы и обменивались мнениями, а именно: форум ОЛА Электронная рассылка по группам Мероприятия В рамках данного направления деятельности на постоянной основе проводятся тематические исследования рынка лизинга. В 2013 году были проведены тематические исследования по следующим темам: «МАРКЕТИНГ в лизинговой компании» , «Практика Бухгалтерского учета и налогообложения в лизинговой деятельности» , Мотивация персонала, оценка работы, KPI в лизинговой деятельности» Результаты исследования получают все, кто в них участвует. Можно и сейчас получить их результаты при условии заполнения анкеты.
Международные контакты
Наша международная деятельность в текущем году, прежде всего, заключалась в участии в деятельности Европейской Лизинговой Ассоциации. В первую очередь это выражается в том, что мы своевременно сдаем статистическую отчетность (годовые и полугодовые отчеты). В этой связи, нам хочется отметить наше эффективное и взаимовыгодное партнерство с РА «Эксперт РА». Отдельную информацию (проведенные исследования Лизюроп) мы размещаем на форуме сайта ОЛА для того, чтобы информация была доступна для прочтения всем членам ОЛА. Также в течение года поддерживались контакты с лизинговыми ассоциациями стран СНГ. В заключение мы хотим пригласить всех участников лизинговой отрасли следить за нашей информацией и новостями в следующих источниках: Сайт ОЛА: авторские колонки, участие в исследованиях и их результаты, анонсы мероприятий и др. Форум сайта ОЛА: размещение всех документов на обсуждение, итоги встреч, дискуссий, информация Лизюроп PROлизинг – электронная ежеквартальная газета с обзором всех событий и информации за квартал Facebook – сообщество в социальной сети для обсуждения вопросов отрасли
Грядущий 2014 год особенный для ОЛА, поскольку в этом году ассоциации исполнится 15 лет. Приглашаем присоединиться к работе своего профессионального сообщества в 2014 году тех, кто еще этого не сделал!
Год развития новых компетенций
Год назад наш журнал беседовал с руководителем компании «ТрансФин-М» Дмитрием Зотовым о его взглядах на пути развития компании. Что удалось достичь и каковы ориентиры одного из лидеров российского лизинга? Об этом мы говорим с Дмитрием Анатольевичем в канун нового года.
– Год назад в интервью нашему изданию Вы пообещали, что компания войдет в тройку лидеров рынка в течении трех лет. По итогам 9?ти месяцев «Транс-Фин-М» занял второе место, опередив признанных лидеров рынка. С чем связан этот результат? За счет чего он достигнут?
– Действительно, в течение года мы значительно укрепили наши позиции среди ведущих лизинговых компаний. По итогам 9 месяцев объем нового лизингового бизнеса составил 99,6 млрд рублей. 2013 год был непростым годом для всей отрасли, начиная от железнодорожного машиностроения и металлургии, заканчивая перевозчиками и лизинговыми компаниями, специализирующимися в этом сегменте. Образование профицита парка вагонов в первом полугодии 2013 года привело к значительному снижению суточных арендных ставок и падению стоимости вагонов. Для нас этот год стал годом развития новых компетенций. Чтобы минимизировать возможные риски работы в сегменте мы, во?первых, сформировали несколько совместных предприятий по операционному лизингу и непосредственно оперированию с лидерами отрасли, заводами-производителями и ведущими операторами, во?вторых, начали формировать компетенции по самостоятельному управлению парком внутри компании. Во всем мире, и Россия – не исключение, производство грузовых вагонов развивается циклически. Ключевая задача компаний – научиться прогнозировать эти циклы. Поэтому, несмотря на общеотраслевой спад и снижение доли железнодорожного лизинга в структуре рынка лизинга РФ, мы осознанно нарастили портфель как финансового, так и операционного лизинга, понимая, что именно сегодня мы имеем возможность приобрести вагоны по низкой стоимости и в будущем получить апсайд.
– Год назад Вы говорили о том, что железнодорожный транспорт будет являться для Вашей компании одним из главных предметов лизинга. Как сегодня диверсифицирован портфель компании, и какие ниши Вы считаете наиболее перспективными в 2014–2015 гг.?
– Железнодорожный лизинг и по сей день для нас является ключевым сегментом, его доля в портфеле составляет 95 %. В данный момент мы как раз находимся на стадии разработки стратегии развития компании до 2016 года. Оцениваем возможность и перспективы работы с другими видами имущества. В частности, уже в этом году мы сформировали инфраструктуру для международного лизинга, провели ряд переговоров с ведущими российскими авиакомпаниями и производителями воздушных судов. Этот сегмент показал хорошие результаты в 2013 году, значительно увеличив долю в общей структуре рынка лизинга. И для того есть все основания: парк самолетов в РФ с одной стороны значительно изношен, с другой – требует расширения. По прогнозам компании Boeing до 2032 года странами СНГ будет приобретено порядка 1 170 самолетов, при этом 66 % приходится на замену парка. Способствует росту рынка и программа субсидирования лизинговых платежей при приобретении судов для региональной авиации. Темпы роста пассажиропотока воздушного транспорта в РФ по-прежнему значительно превышают мировые, поэтому в ближайшей перспективе сегмент лизинга воздушных судов будет расти. Помимо авиализинга мы прорабатываем возможность работы и в других сегментах: прежде всего это недвижимость, автотранспорт, спецтехника и оборудование для капиталоемких отраслей, в перспективе, водные суда.
– В начале года принято решение о развитии филиальной сети компании. Как идет этот процесс?
– Действительно, в начале года мы приняли решение об открытии филиала в Санкт-Петербурге. Этот регион традиционно является емким с точки зрения объема рынка лизинга и инвестиций в основной капитал. Открывать же филиалы по всей стране мы пока не торопимся. Филиал в регионе, как правило, достигает точки окупаемости через 1,5–2 года, поэтому развитие розничных продаж традиционно ухудшает показатель cost/income бизнеса. При нынешней модели бизнеса наша эффективность по этому показателю одна из лучших в отрасли, что сегодня наиболее важно для наших акционеров.
Полностью ознакомиться с интервью можно на страницах «Лизинг ревю» №6 (2013)
Беседовала Татьяна Савельева
Лизинг на крыле
В России отмечен высокий спрос на предоставление в долгосрочную аренду авиационного транспорта. Объем сделок по передаче его в лизинг, заключенных за три квартала года, увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 400 %. В результате доля данного сегмента рынка возросла с 3 % до 16 %.
Лизингу воздушных судов была посвящена встреча, проведенная журналом «Лизинг ревю». К беседе были приглашены как топ-менеджеры лизинговых компаний, так и представители органов исполнительной власти – Минпромторга РФ и Росавиации. От Министерства промышленности и торговли РФ выступила Людмила Ростовцева, заместитель руководителя Депаратмента авиационной промышлености. Она рассказала о мерах государственной поддержки лизинговых компаний при передаче в лизинг воздушных судов в соответствии с Поставновлением Правительства № 1073 от 22.10.12 г. Выступление Романа Радкевича, начальника отдела экономических прогнозов, анализа и статистики Росавиации было посвящено мерам господдержки авиаперевозчиков. Павел Пискун предложил собравшимся обзор рынка авиационного лизинга перспективах в его развитии, особенностям конкурентной стратегии и рискам. Выступающие ответили на многочисленные вопросы представителей лизинговых компаний.
Далее здесь опубликованы фрагменты выступлений: Меры государственной поддержки авиализинга востребованы, о налоге на имущество и другие материталы.
Повторный лизинг
Эвелина Нестерова, начальник юридического отдела De Lage Landen Leasing, председатель лизинговой рабочей группы Ассоциации Европейского Бизнеса, к. ю.н
Как известно, в октябре этого года в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) прошел круглый стол на тему: «Правовое регулирование лизинга: проблемы и перспективы развития».
Итогом явилось решение о создании рабочей группы по созданию законопроекта о лизинге, при этом в состав такой рабочей группы должны войти представители лизинговых объединений (Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА), Подкомитет по лизингу ТПП РФ, Подкомитет по лизингу Ассоциации европейского бизнеса в России), а также представители предпринимательских объединений, которые будут учитывать позиции лизингополучателей, и представители двух банковских ассоциаций. Лизинговые компании получат возможность представлять свои предложения через отраслевые ассоциации. При этом три лизинговые отраслевые ассоциации будут подавать в государственные органы только предложения, согласованные всеми тремя ассоциациями. Соответственно, предлагаем читателям в рамках данного издания поразмыслить над отдельными положениями будущего законопроекта. Положения о повторном лизинге содержались как в законопроекте о лизинге 2010 года, так и в последнем, предложенном в этом году Подкомитетом по лизингу ТПП РФ, но подвергнутом критике со стороны лизингового сообщества. Итак, в чем цель повторного лизинга? Лизинговые компании, особенно начиная с периода финансового кризиса 2008 года, сетовали на отсутствие в законодательстве но изъято у лизингополучателей-неплательщиков по досрочно расторгнутым договорам лизинга из-за нарушений со стороны лизингополучателей. Повторный лизинг позволил бы оставить часть рисков на лизингополучателе подобно тому, как это определено для «обычного» лизинга. Передача изъятого предмета лизинга в «обычную» аренду возлагает риски на арендодателя как собственника имущества, однако в рассматриваемом случае собственник – это финансовая компания (финансовый посредник), которая приобретала изначально имущество для конкретного лица в качестве формы финансирования последнего, а не для извлечения прибыли через передачи имущества в аренду. Соответственно, финансовому посреднику хотелось бы переложить хотя бы часть рисков, связанных с имуществом, на своего клиента – лизингополучателя. Кроме того, лизинговые компании с иностранным участием особенно нуждаются в этой норме, поскольку правила так называемой «тонкой капитализации», предусмотренной ч. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ, в качестве условий применения коэффициента 12,5 (вместо стандартного 3) устанавливают осуществление «исключительно лизинговой деятельности». Министерство финансов РФ неоднократно обещало скорректировать эту норму с учетом того, что ни одна лизинговакомпания не в состоянии заниматься «исключительно» лизингом, поскольку как минимум надо продавать изъятое у недобросовестных лизингополучателей имущество. Тем не менее, нормы, позволяющей им сдать повторно в лизинг то имущество, которое было на сегодня эта норма остается действующей, и возможность передать изъятое имущество в повторный лизинг снизила бы риск признания применения повышенного коэффициента 12,5 неправомерным у лизинговых компаний. При формулировании положений о повторном лизинге необходимо решить два основных вопроса: 1. в каких случаях повторный лизинг возможен (в любых случаях, когда расторгнут договор лизинга, или только в вынуждающих обстоятельствах); 2. в каком порядке распределяются риски (как при «обычном» лизинге, когда продавца выбрал лизингополучатель, или же часть рисков перекладывается на лизинговую компанию, поскольку ее новый лизингополучателне выбирал продавца имущества).
Полностью ознакомиться со статьей можно на страницах «Лизинг ревю» №6 (2013)
Глазами наших детей российский лизинг выглядит прекрасно
В уходящем году Объединенная Лизинговая Ассоциация с присущим ей креативом заставила нас посмотреть на российский лизинг другими глазами. Глазами наших детей. Должны сказать, глазами наших детей российский лизинг выглядит прекрасно.
В наступающем году мы хотим пожелать вам беречь себя. Всем-всем быть здоровыми. И чтобы родители были живы. И дети радовали. Чтобы Бог нам дал мудрости и немного удачи. Спасибо всем, кто был с нами в уходящем году. Спасибо подписчикам, авторам, рекламодателям. Спасибо тем, кто принимал участие в наших мероприятиях – докладчикам и слушателям. Пожелаем друг другу успеха и процветания. Пожелаем друг другу, чтобы ни случилось, оставаться людьми. Такими красивыми и сильными, как видят нас наши дети.
С Новым годом,
Ваша редакция «Лизинг ревю»