Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 «Лизинг ревю» №2 2011 г., Анонс свежего номера
Leasing-Communit...
23.4.2011, 14:15
Сообщение #1


Активный участник


Группа: Главные администраторы
Сообщений: 259
Регистрация: 10.7.2008
Пользователь №: 3



"Лизинг ревю" № 2 (2011)


Содержание номера

Газман В.Д.,
Профессор Высшей школы экономики


Лизинг России – 2010
Результаты эмпирического исследования.
Часть первая.


В настоящей статье рассматриваются результаты развития лизинга России в 2010 г., полученные на основе проведенного автором XIII-го ежегодного исследование отечественного рынка лизинговых услуг. Исследование позволило выявить ряд важных тенденций и изменений, которые произошли на рынке, связанные с преодолением последствий мирового финансового кризиса.

Задачи проекта и его участники

Основными задачами эмпирического исследования явились: формирование обоснованной статистической базы лизинга в нашей стране; проведение структурного анализа рынка на страновом, региональном уровнях; ренкингование лизинговых компаний, работающих на российском рынке, оценка источников финансирования лизинговых сделок, ценообразования лизинга, лизингоемкости ВВП и инвестиций.
Кроме того, проект предусматривает оказание поддержки научным работникам, аспирантам в работе по выявлению особенностей развития российского рынка лизинговых услуг; оказание помощи в учебном процессе магистрам и студентам высших учебных заведений; информирование отечественного и мирового экономического сообщества о лизинговом рынке в России.
В проекте «Лизинг России - 2010» приняли участие 83 лизингодателя-респондента из 22 городов Российской Федерации. Из общего числа компаний 11 представляют структуры, прямо или косвенно аффилированные с государством и его финансированием. Среди остальных 72 лизингодателей, 57 были учреждены с участием российских и 15 – с участием зарубежных компаний и банков.
В проекте участвовали 48 компаний (групп компаний) из Москвы, 10 – из Санкт-Петербурга, по 3 лизингодателя из Новосибирска и Челябинска, 2 – из Белгорода и по одной компании из Владивостока, Вологды, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Красноярска, Магнитогорска, Набережных Челнов, Самары, Сарова, Саратова, Твери, Тюмени, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Ярославля.

Динамика развития лизинга в России

Лизингодатели-респонденты в 2010 г. заключили и стали осуществлять финансирование новых договоров лизинга на сумму 604,64 млрд. руб. При оценке общих объемов нового лизингового бизнеса в стране мы учитывали информацию о деятельности еще ряда лизингодателей, представленных на их сайтах и в печати, а также: показатели Росстата по импортному международному лизингу, данные наших респондентов по экспортному международному лизингу в страны СНГ и на Запад; договоры купли-продажи лизинговых контрактов в целях недопущения двойного счета.
С учетом отмеченных обстоятельств и используемой методологии, мы оценили общую стоимость новых заключенных в 2010 г. договоров лизинга на сумму 730 млрд. руб. или 24,24 млрд. долл., включая НДС. Уровень общей обоснованности нашей оценки лизинговых компаний или репрезентативность выборки составил 82,8%.
Данные о стоимости новых заключенных договоров лизинга в стране (объем нового бизнеса) за последние семь лет, определенные нами по результатам проведенных ежегодных обследований рынка, представлены в таблице 1.
Далее следует таблица Табл. 1: Лизинг в России

Объем нового лизингового бизнеса России в 2010 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2,246 раза. Приведенные данные свидетельствует о том, что лизинговая отрасль стала выходить из острого финансового кризиса. Правда, уровень наиболее благополучного 2007 года еще не достигнут, хотя разрыв сузился до 14% (сравните точки на рис. 1, соответствующие 832 и 730 млрд. руб.). По-видимому, сформировавшийся в 2010 г. тренд развития отрасли позволит превысить докризисный уровень уже в 2011 г. Если данный прогноз подтвердится, то это будет означать, что кризис затормозил развитие российского лизинга на четыре года.

Вместе с тем в момент написания настоящей статьи (середина марта 2011 г.) трудно прогнозировать динамику 2012 г. и последующих лет в лизинговой индустрии России. Это во многом обусловлено намерениями Министерства финансов обосновать отмену льготы для лизинга по ускоренной амортизации. Как указано на сайте Минфина, аналитическое исследование, нацеленное на отмену льгот, министерство предусматривает осуществить в рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на налоговый период 2012-2013 гг. На моей памяти это четвертое крупное посягательство Минфина на лизинговые льготы за последние десять лет.
Как известно, в настоящее время в соответствии с действующими российским законодательными и нормативно-правовыми актами к наиболее существенным экономическим выгодам от использования лизинга относится возможность применения участниками лизинговой операции механизма ускоренного начисления амортизации имущества с коэффициентом не выше 3. Эта льгота не означает прямой экономии по налогу на прибыль, а позволяет воспользоваться отсрочкой по уплате этого налога на более поздний период. Вместе с тем с учетом нормы п. 20 ПБУ 6/01 участники лизинговых операций могут получить экономию на отчислениях в бюджет при уплате налога на имущество. Кроме того, предоставленная льгота имеет непосредственное влияние на величину налога на добавленную стоимость. Данное обстоятельство особенно важно, поскольку наибольший эффект в наполнении бюджета за счет лизинга достигается именно по НДС.
При обосновании целесообразности преференций следует учитывать, что льготы по налогу на прибыль, предоставленные на начальном этапе срока службы имущества, восполняются отчислениями в бюджет после окончания срока договора лизинга. То есть речь идет по сути не о сокращении отчислений по налогу на прибыль, а об отсрочке уплаты этого налога. Причем самым важным является то, что следует учесть эффект от льгот не только у лизингодателей, но и у лизингополучателей. Это достигается за счет определения фондоотдачи лизинговых инвестиций и определения доходности лизингополучателей от используемого имущества. Плюс можно добавить сумму налогов, уплаченных банками от доходов, связанных с выдачей кредитов лизинговым компаниям, страховщиков от страхования лизингового имущества и иных рисков, поставщиков от сделок, проведенных в режиме вендор-лизинг.
Проведенный анализ, результаты которого были доложены нами в докладе на слушаниях в Государственной думе Российской Федерации 18 февраля 2011 г., показал, что превышение средств, направленных в бюджет над средствами, полученными в качестве льгот по лизингу, было почти трехкратным, т.е. доказана неоспоримость бюджетной выгоды от применения лизинга в России.
Логика экономического развития нашей страны, зарубежный опыт, социальные аспекты рассматриваемой ситуации, объективные реалии построения лизинговых правоотношений свидетельствуют о целесообразности развития, а не свертывания лизингового бизнеса. В связи с этим надеюсь, что радеющие о благе страны люди из исполнительной власти, будут стремиться обеспечить поддержку и протекционизм отечественной лизинговой индустрии. В свою очередь, депутаты на слушаниях в Госдуме заявили, что законодатели за механизм применения ускоренной амортизации в лизинге.

Далее следуют: график Стоимость новых договоров лизинга и Таблица 2: Ренкинг лизинговых компаний по стоимости новых заключенных договоров лизинга в 2010 г.

Рыночная концентрация лизинга в 2010 г. повысилась. Если два года назад число компаний, на долю которых приходится более половины объемов нового лизингового бизнеса в стране, составляло почти два десятка, то год назад – шесть, а в прошлом году – всего пять. Правда, этот показатель коррелирует с соответствующими значениями концентрации лизинга во многих европейских странах.
Оценка лизингодателей на основе структурирования их учредителей свидетельствует об изменениях, которые произошли в последние два года и тех примечательных особенностей, которые имели место на российском лизинговом рынке (см. табл. 2). Укрепилось преобладание лизингодателей, аффилированных с государством либо напрямую, либо через учрежденные им структуры. Направляемые этим лизингодателям средства, как правило, более дешевые, чем на рынке, позволили «государственникам» увеличить долю нового бизнеса более чем на 10 процентных пунктов, а портфель – на шестую часть. В тоже время лизингодатели, учрежденные зарубежными банками и компаниями, заметно сократили свою активность. Никто из респондентов – «зарубежников», участвовавших в проекте, и тех, кто сообщал, что в этом году они сделают паузу, не заявлял, что компании сворачивают лизинговые операции в России. Наоборот, слышны были заверения, что на 2011 г. возлагаются большие надежды в части роста нового бизнеса и портфеля договоров. Однако, пока, статистика свидетельствует об обратном явлении. Причем здесь представляет аналитический интерес дюрация (срочность) новых лизинговых контрактов (см. табл. 3).

Далее следует Таблица 3 Сроки договоров лизинга в России, мес.

Представленная в табл. 3 информация о сроках договоров лизинга существенным образом дифференцировались по группам лизингодателей. Так, в 2009 г. у аффилированных с государством лизинговых компаний они составляли 89 мес., а в 2010 г. – 80 мес.; у лизингодателей, созданных зарубежными банками и компаниями, было 36 мес., а стало – 32 мес.; у лизингодателей, учрежденных российскими хозяйствующими субъектами, показатель изменился в сторону увеличения – с 54 до 67 месяцев.
Далее следует Таблица 4 Группы лизингодателей в объеме обследованных компаний

Общая стоимость заключенных договоров лизинга имеет свою структуру. В частности, около 92% приходились в 2010 г. на сделки финансового лизинга, и свыше 8% договоров составили сделки оперативного лизинга. Ранее их удельный вес составлял 1-1,5%. Для сравнения отмечу, что в Германии годом раньше доля финансового лизинга составляла 57%, оперативного лизинга – 32%, а сделки «Hire purchase» (аренда-продажа) - 11%.
Предполагаю, что намерения Минфина по отмене льгот может подвигнуть лизинговые компании к наращиванию сделок с оперативным лизингом. Однако следует учитывать, что оперативный лизинг – это существенно иной продукт, который потребует перестройки работы лизинговых компаний, смещая усилия в сторону формирования материальной и ремонтной базы, расширения сервисного обслуживания лизингополучателей, принятия на себя рисков, связанных с правильной оценкой потребностей рынка в том или ином виде лизингового имущества на долгосрочный период.
Далее следует Таблица 5 Ренкинг лизингодателей по сделкам оперативного лизинга в 2010 г.

Опыт последних нескольких лет нашего обследования лизингового рынка свидетельствует о том, что около седьмой части лизинговых договоров в стране заключается с предприятиями малого бизнеса. Прошедший год не стал исключением, т.к. 15% от первоначальной стоимости заключенных договоров респондентов, которые осуществляли соответствующий учет своих клиентов-лизингополучателей, пришлось на предприятия малого бизнеса. Примерно такой же удельный вес этих предприятий в ВВП Российской Федерации, что явно недостаточно для развития отечественной экономики. Для сравнения отмечу, что в Японии на долю малого бизнеса приходится до 70% ВВП.
Далее следует Таблица 6 Ренкинг лизингодателей, заключивших в 2010 г. договоры лизинга с предприятиями малого бизнеса

С некоторым опозданием пришла информация от компании «Элемент Лизинг». Заключенные этим лизингодателем договоры с малыми предприятиями на сумму 3508 млн. руб., то есть 95% от всего объема нового бизнеса, позволили бы компании позиционироваться на четвертом месте в ренкинге, приведенном в табл. 6.

Портфели лизинговых договоров
Портфели лизинговых договоров увеличились в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 20,1% (см. табл. 7). Однако здесь очень важным обстоятельством является качество портфеля. Дело в том, что в период кризиса имело место увеличение доли «плохих» портфелей лизинговых компаний, то есть «плохой задолженности» лизингополучателей по всем действующим договорам.
Далее следует Таблица 7 Портфель российских лизинговых компаний

Спустя несколько месяцев после начала кризиса сомнительная и проблемная задолженность у лизингодателей-респондентов превысила два процента от совокупной величины портфелей. При этом сомнительной считается просроченная дебиторская задолженность лизингополучателя, превышающая дату уплаты лизинговых платежей на срок свыше 30, но менее 60 дней, предусмотренный договором лизинга. Проблемной задолженностью считается просроченная дебиторская задолженность лизингополучателя на срок, превышающий две подряд даты уплаты лизинговых платежей, предусмотренные договором лизинга. К концу 2009 г. совокупная величина задолженности первого и второго вида выросла до 11,7%. По-видимому, это был кульминационный пик не благополучности лизинговых портфелей. К концу 2010 г. исследуемый показатель несколько сократился, но, пока, по-прежнему остается очень высоким. Его значение превышает 11%. Полагаю, что делать вывод о том, что лизинговая индустрия России вышла из кризиса можно будет только в том случае, если этот показатель сократится, как минимум, вдвое.
Далее следует Таблица 8 Ренкинг лизингодателей по портфелям договоров на 31.12.2010

Региональный лизинг
Считаю крайне важным и полезным для экономики страны наметившийся процесс смещения лизинговой активности с Запада на Восток, поскольку это обстоятельство свидетельствует о росте технической вооруженности сырьевых отраслей, об увеличении процесса переработки сырья, о расширении перевозок транспортными средствами в ранее труднодоступных и отдаленных районах страны. Так, доля лизинга Дальнего Востока и Сибири в 2007 г. составляла 10,3%, в 2008 г. – 11,1%, а в 2009 г. – 18,2%, в 2010 г. – 10,7%.
Вместе с тем хотел бы отметить, что появившиеся в последнее время в выступлениях на международных конференциях, в зарубежных публикациях и статистических материалах факты отнесения российского лизингового рынка к азиатскому континенту в соответствии с территориальными пропорциями, не соответствуют действительности. Предложенные вниманию читателя данные свидетельствуют о том, что, пока, около 90% новых сделок на отечественном лизинговом рынке совершается в европейской части страны. К слову сказать, по каким-то удивительным причинам, не имеющим никакого отношения к географии, помимо России к европейскому лизингу не относят Беларусь, Украину, Молдавию.
Не исключаю, что приведенные выше легковесные статистические выкладки с показателями Российской Федерации направлены на принижение европейских лизинговых достижений в конкуренции с лизинговым рынком Северной Америки, где очень высока доля США. Наше предположение основывается на сопоставлении удельного веса лизинговых рынков двух континентов в общем объеме мирового лизинга (см. табл. 9) на основе данных, опубликованных в «World Leasing Yearbook» за соответствующие годы, свидетельствующее о глобальных изменениях, которые произошли в мировом лизинге в XXI веке.
Далее следует Таблица 9 Удельный вес лизингового рынка Северной Америки и Европы в мировом лизинге, %

Мы несколько раз обращали внимание представителей LEASEUROPE (на международных конференциях по лизингу в Вене в 2005 г., в Риме в 2008 г., в Амстердаме в 2011 г.) на необходимость и целесообразность более точно учитывать российскую лизинговую статистику, по крайней мере, для более обоснованного сопоставления со статистическими данными Северной Америки.
Структура сложившегося регионального лизинга России по обследованным нами лизинговым компаниям в 2010 г. представлена в таблице 10, а позиционирование каждого, из принявшего участие в эмпирическом исследовании отечественного лизингового рынка, указано в ренкинге, в таблице 11.
Считаю необходимым обратить внимание на одно существенное изменение, которое произошло в структуре регионального лизинга России в 2010 г. Речь идет о том, что впервые за все годы исследований удельный вес новых заключенных договоров лизинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области превысил долю Центра (без Москвы).
Далее следуют: Таблица 10 Региональная структура лизинга России в 2010 г. и Таблица 11: Ренкинг лизингодателей в регионах Российской Федерации
по стоимости новых заключенных договоров лизинга в 2010 г.


В следующем номере журнала («Лизинг ревю», 2011, № 3) будет продолжена презентация результатов XIII ежегодного исследования рынка лизинговых услуг России. В частности, предусмотрена публикация аналитических материалов, характеризующих структуру отечественного лизингового рынка по более чем трем десяткам его сегментов, а также ренкинги лизинговых компаний, которые участвовали в проекте, по стоимости новых заключенных договоров в 2010 году. по различным видам передаваемого в лизинг имущества.

В полном объеме с данной статьей можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» №2 (2011), полиграфическая версия.

Анна Солдатова, к.э.н,
руководитель портала Leasing Virtual Club

Российский лизинг 2010: итоги года в оценке экспертов и участников рынка

Ежегодная международная конференция "Российский лизинг: итоги года", организованная компанией Worldwide Expert совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией (ОЛА) и проходившая в этом году в Амстердаме 3-4 марта по числу участников превысила аналогичный форум в Брюсселе по итогам 2009 г. При этом, как и в прошлом году, конференция полностью оправдала поставленную перед собой задачу - дать ясную и четкую картину количественных и качественных изменений, происходящих в отрасли.
По оценкам участников, мероприятие было проведено на высоком профессиональном уровне, программа конференции вызвала живой интерес аудитории, а отдельные заявленные к обсуждению вопросы оказались столь дискуссионными, что не всегда удавалось укладываться в регламент. Руководители ведущих компаний рынка поделились с коллегами успешными стратегиями ведения бизнеса. С интересом были восприняты выступления представителей компаний-поставщиков, обозначены проблемные зоны ближайшего развития рынка и выработаны рекомендации по совместной работе. Все выступления были интересны и актуальны с точки зрения оценки сегодняшней ситуации, а также важны для понимания путей развития лизинговой отрасли на среднесрочную перспективу.

Без лишнего пафоса

По сложившейся традиции организаторы конференции собрали на единой дискуссионной площадке представителей банков, лизинговых и страховых компаний, поставщиков техники и оборудования, инвесторов, консультантов и экспертов отрасли. Участники встречи получили уникальную возможность поделиться практическим опытом новых подходов к ведению бизнеса, обсудить общие проблемы лизингового рынка и насущные вопросы, которые стоят перед его участниками. Д.В. Игнатов, генеральный директор ГК "Столица": “Участникам лизингового сообщества было предложено обсудить самый широкий спектр актуальных вопросов, накопленных после сезона зимних отпусков”.
Диапазон обсуждения - от масштабных вопросов, связанных с перспективами российского лизинга в свете известных угроз от Минфина РФ до обсуждения задач оперативного характера. По общему мнению, особо острой остается тема возможной отмены ускоренной амортизации, необходимость реформы бухгалтерского учета и налогообложения в лизинге, поправок в Гражданский Кодекс и одновременно в Закон о финансовой аренде (лизинге), в той их части, где говорится о порядке и механизме изъятия лизингового имущества. По традиции внимание участников было обращено к количественным показателям российского рынка, его структуре и доле в европейском лизинговом рынке, а также качественным изменениям в региональном и отраслевом развитии. В этой связи значительный интерес вызвала дискуссия об успешных стратегиях посткризисного развития, о новых лизинговых продуктах, об уже изживших себя, но, тем не менее, специфических для рынка стоимостных характеристиках лизинговой услуги.
В рамках конференции ее участники также обменялись мнениями о наиболее актуальных вопросах управления рисками, работы с проблемной задолженностью, отношений со страховыми компаниями, развития отдельных секторов лизинга, различных форматах партнерства лизинговых компаний с поставщиками и лизингополучателями.

Триллион в портфеле

Встречу представителей лидеров лизингового рынка России по традиции открыл председатель конференции, профессор Высшей школы экономики В.Д. Газман, представивший участникам обзор итогов года по результатам ежегодного аналитического исследования российского рынка лизинга за 2010 год.
По его оценкам, объем нового бизнеса составил в 2010 году 730 млрд. руб, что немногим превышает 24 млрд. долл. Портфель российских лизинговых компаний на 2010 год превысил отметку в 1 трлн. руб или 36,29 млрд.долл. При этом российские лизингодатели были проанализированы по следующим группам: лизингодатели, аффилированные с государством, лизингодатели, учрежденные зарубежными банками и компаниями, лизингодатели, учрежденные российскими хозяйствующими субъектами в соответствующих разделах: по объему нового бизнеса и размеру портфеля. Здесь же было отмечено, что в региональной структуре российского рынка свыше 40% приходится на Москву. Примечательно, что вторым по весу в этом году располагается Санкт-Петербург и Ленинградская область (13,6%), а вот замыкает тройку лидеров Центральный регион (исключая Москву), аккумулирующий 12% рынка. В.Д. Газман в своем выступлении отметил это как одно из сенсационных открытий в ходе исследования рынка за 2010 год: все предыдущие периоды наблюдений второе место в региональной структуре рынка уверенно занимал Центральный регион. За период с 2009 по 2010 гг. наблюдается рост рыночной доли государственных компаний, в то время как удельный вес иностранных компаний снизился. Было замечено, что в структуре лизинга продолжается рост в сегменте железнодорожного транспорта, на долю которого сегодня приходится уже более 40% объема рынка, далее следует авиатехника и строительное оборудование. Кроме этого в обзоре оценивалась производительность труда в лизинговых компаниях, рассчитана рыночная концентрация. Так по сравнению с кризисным 2008 годом число компаний, удельный вес которых на рынке превышал 50%, в 2010 году сократилось в четыре раза. В источниках финансирования лизинговых компаний усилили позицию кредиты российских банков при наблюдаемом снижении зарубежного кредитования и, примечательный факт, - снизился удельный вес авансов по договорам лизинга.
Доклад генерального директора «Сбербанк Лизинг», представленный на конференции А.Н. Киркоровым, финансовым директором этой компании, был посвящен сравнительной характеристике российского рынка лизинга с европейским рынком и прогнозу его развития на период 2011-2013. Отмечалось, что несмотря на то, что в европейском масштабе российский рынок лизинговых услуг развит пока еще слабо, тем не менее, он имеет очень высокий потенциал роста. Об этом же говорил и Кшиштов Бьелецкий, член правления Leaseurope и управляющий директор ING Lease & Factoring, представивший на конференции взгляд иностранного лизингодателя на российский рынок: “Сегодня по-прежнему остается много знаков вопроса, но лизинг готов к будущему росту”. Так, если в предкризисный 2007 год доля российского рынка лизинга в европейском лизинговом рынке немногим превышала 8%, а в 2009 году снизилась до 3,5%, это значение все равно превысило показатель 2005 года (2,4%). Таким образом, по мнению наших зарубежных коллег, в России сегодня наблюдается недостаточное использование лизинга, как инструмента финансирования, и как следствие – сравнительно низкая его доля в инвестициях. Показательно, что если в Европе доля лизинга в инвестициях в основные средства на сегодняшний день варьируется в размерах от 15 до 17%, то в России этот показатель все еще не превышает и 9%.
Понятно, что в Европе такое мощное проникновение лизинга обусловлено высокой интеграцией лизинговых продуктов в продуктовую линейку банков и финансовых групп, развитыми каналами продаж (через сами банки и его вендоров) и действующими неценовыми преимуществами лизинга перед кредитом (пакетом дополнительных услуг). В России же до сих пор используются преимущественно собственные каналы продаж, а в источниках финансирования превалируют банковские кредиты.
В период 2011-2013 гг. рост рынка лизинга возможен за счет сегментов лизинга недвижимости и транспорта, остающегося быстрорастущим и высокомаржинальным сегментом российского рынка. Следующий этап – развитие сегмента оперативного лизинга автотранспорта, чему в немалой степени должно способствовать урегулирование этого вида финансовой аренды на законодательном уровне. А в целом прогноз объема нового бизнеса будет зависеть от доли лизинга в инвестициях. Например, с учетом данных Центра макроэкономических исследований Сбербанка и результатов исследования В.Д. Газмана, специалисты компании “Сбербанк Лизинг” оценивают рост рынка в 2011 году в 46%. А при умеренном росте доли лизинга в инвестициях - до 12% в 2011 году, 13,1% в 2012 и 13,7% в 2013 году. Таким образом прогнозный рост по российскому рынку лизинга в среднем за период с 2011-2013 гг. может составить 15%.
Кшиштов Бьелецкий ознакомил участников с ситуацией в лизинговой отрасли Центральной и Восточной Европы, приведя предварительные данные Leaseurope за 2010 год. Так, прирост европейского рынка лизинга составил там чуть менее 5%, при этом доля недвижимости выросла более чем на 12%, оборудования – свыше 2%, а транспортных средств – чуть менее 6%. Прирост рынка Центральной и Восточной Европы составил 1,25%, при этом зафиксирован рост 3% - в сегменте оборудования 4,77% - в сегменте транспорта, тогда как по операциям с недвижимостью наблюдалось его явное снижение (16,5%). Падение рынка в различных восточноевропейских странах было различным по глубине и составляло от 20 до 40%. Перспективы для лизинговых компаний на 2011 год: надо тщательно изучить уроки прошлого и обобщить лучший практический опыт. Эту мысль на конференции высказал Петер-Ян Бентейн, представитель Nederlandse Vereniging Van Leasemaatschappijen.

Далее автор структурирует статью со следующими подзаголовками: Угроза основному преимуществу, МСФО и революция в НДС или старый налоговый учет, Успешные рыночные стратегии, Посткризисное финансирование, Удорожание лизинга – рудимент российского рынка, Лизинговая компания: тандем с банком или поставщиком?, Единый язык общения.

В полном объеме с данной публикацией можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» № 2 (2011), полиграфическая версия.

Алексей Киркоров,
финансовый директор
ЗАО «Сбербанк Лизинг»
«Ускоренная амортизация и оборачиваемость капитала при лизинге»

Установление правил амортизации Предмета лизинга как ранее, так и теперь вызывает горячие споры. Одни считают, что основные средства, используемые в лизинге, ничем не отличаются от основных средств, приобретенных предприятием за собственные средства или заемные, а значит, и амортизироваться все основные средства как лизинговые, так и не лизинговые должны по одним правилам. Другие утверждают, что Предмет лизинга имеет особую природу, поэтому и амортизироваться он должен ускоренно. В данной записке приводится аргументация необходимости установления для Предмета лизинга особых правил, позволяющих проводить его ускоренную амортизацию.
Продукцией лизинговой компании являются лизинговые сделки. Единица продукции - одна сделка. Цикл производства лизинговой услуги, и в то же время срок ее реализации, равен продолжительности лизинговой сделки. Особенностью лизинговой услуги является долговременный период ее реализации, растягивающийся на несколько лет, в течение которого свершает свой кругооборот оборотный капитал лизинговой компании.
Какое движение свершает оборотный капитал лизинговой компании? В начальной стадии это деньги. Затем на них приобретается Предмет лизинга, передаваемый в последствии Лизингополучателю, который уплачивает за право владения и пользования Предметом лизинга лизинговые платежи.
Только у Лизингополучателя Предмет лизинга выполняет функцию орудия труда и переносит в процессе производства свою стоимость частями на вновь создаваемый продукт Лизингополучателя. Начисленная амортизация включается в состав лизингового платежа и возмещает лизингодателю его инвестиционные затраты.
На лицо двойственная природа Предмета лизинга. Для Лизингодателя затраты на приобретение Предмета лизинга - это затраты оборотного капитала необходимые для ведения лизинговой деятельности. У Лизингополучателя Предмет лизинга используется как орудие труда, как основной капитал. То есть Предмет лизинга для собственника (Лизингодателя) по сути своей оборотный капитал, который свершает кругооборот в натурально-вещественной форме основного капитала. Из двойственной природы Предмета лизинга вытекает и двойственный характер его кругооборота: воспроизводится он по законам оборотного капитала, но в форме амортизации.

Далее следует рисунок Двойственность кругооборота капитала при лизинге.
Следовательно, правила амортизации Предмета лизинга должны быть особыми, по сроку равные кругообороту оборотного капитала, обслуживающего один цикл производства лизинговой услуги.
Продолжительность цикла кругооборота лизингового оборотного капитала, а значит и срока амортизации Предмета лизинга, определяет несколько факторов:
1. Моральный и физический износ Предмета лизинга на рынке;
2. Амортизация Предмета лизинга;
3. Срок кредитования банками лизинговых услуг.
Первые два фактора обусловлены постоянной ориентацией лизинговой компании во время ведения лизинговой сделки на рынок сбыта Предмета лизинга, не смотря на то, что он находится в эксплуатации у Лизингополучателя. Заключенный лизинговый договор и передача Предмета лизинга во временное владение и пользование Лизингополучателю не означает окончания процесса реализации лизинговой услуги, это всего лишь его начало. Лизинговая сделка носит неустойчивый характер, в любой момент может прерваться. Особенно это характерно для России настоящего периода, когда платежеспособность Лизингополучателей может изменяться скачкообразно и клиент с успешно развивающимся бизнесом может за короткий период попасть в категорию разоряющихся. Лизингодатель должен быть готов к досрочному завершению лизинговой сделки. В этом случае он должен будет реализовать Предмет лизинга, бывший в употреблении, на рынке или передать его иному Лизингополучателю. При этом предлагаемый Предмет лизинга должен пользоваться спросом и его рыночная цена должна окупить как остаточную стоимость Предмета лизинга, определяемую установленным методом и сроком амортизации, так и затраты по поиску нового Лизингополучателя или Покупателя.
Третий фактор также имеет принципиальное значение. Лизинговые компании пользуются собственными и заемными средствами. Эта черта лизинга характерна для всех стран. В высокоразвитых государствах, где профессиональное ведение лизинговой деятельности насчитывает несколько десятилетий, у лизинговых компаний в среднем привлеченные заемные средства составляют не менее 70% оборотного капитала. В странах, где лизинг проходит начальную стадию развития и лизинговые компании еще не успели накопить значительные собственные ресурсы, заемные средства составляют 90 и более процентов оборотного капитала. По этой причине срок кредитования является одним из определяющих факторов периода кругооборота оборотного капитала лизинговой компании (срока амортизации Предмета лизинга).
Лизинговые сделки носят продолжительный характер, охватывающий несколько лет, и могут обслуживаться только «длинными» кредитными ресурсами. Срок кредитования банков зависит от макроэкономических факторов. Чем более устойчивая экономика в стране, тем длиннее срок кредитования. При ухудшении хотя бы одного из указанных факторов банковская система реагирует сокращением срока кредитования.
Для нормального ведения лизинговых сделок необходимы условия, при которых срок лизинга, определяемый сроком амортизации, должен быть не дольше срока кредитования. В связи с тем, что наша экономика находится в активной стадии развития и сроки кредитования еще не достигли сроков амортизации имущества, синхронизация сроков кредитования и амортизации возможно только за счет ускоренной амортизации.

Далее автор приводит данные, свидетельствующие о необходимости сохранения действующей нормы ускоренной амортизации.

Статья снабжена рисунками: Необходимость совмещения сроков амортизации и кредита, Ускоренная амортизация не ведет к потере налога на прибыль, а также содержит разделы с подзаголовками: Нужно ли отменять ускоренную амортизацию? Потери лизингового рынка в случае отмены ускоренной амортизации, Потери лизингового рынка в случае отмены ускоренной амортизации для новых сделок.

В полном объеме с данной публикацией можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» № 2 (2011), полиграфическая версия.


Э.Э. Нестерова, к.ю.н., LL.M
Chief Legal Counsel

De Lage Landen Leasing


Ускоренная амортизация: западный подход.

США – «родина» ускоренной амортизации

Ускоренная амортизация как рычаг воздействия на экономику для усиления темпов ее роста является традиционной доктриной налоговой политики США на протяжении последних 50 лет. Существует широко известное убеждение, что она способствует экономическому росту. Своими корнями идея ускоренной амортизации уходит в так называемую модель Хэррода – Домара (Harrod-Domar model) 1946 года, когда было описано влияние ускоренной амортизации на развитие экономики, оно выражалось в принципе «инвестиции являются ключом роста». Позже, в 1956 году, этот принцип оспаривался нобелевским лауреатом Робертом Солоу (Robert Solow) . Тем не менее, идея стимулирования инвестиционной деятельности как ключа роста осталась популярной среди политиков как внутри США так и за ее пределами. Так, бывший экономист Всемирного Банка У. Истерли в своей книге написал, что «модель роста Домара была и остается сегодня одной из самых широко применимых моделей в истории экономики» . Не смотря на то, что среди экономистов есть как сторонники, так и явные противники этой модели, однако ускоренная амортизация как метод стимулирования инвестиций в экономику продолжает оставаться популярным на Западе.

Ускоренная амортизация появилась в северо-американском налоговом законодательстве в 1954 году. В период с 1981 по 1986 годы произошло столь значительное расширение сферы ее применения, что в 1986 пришлось эту сферу в срочном порядке сворачивать, особенно после того как более четверти из 250 крупнейших компаний США не платили совсем налога на прибыль в течение 3х-летнего периода, и это несмотря на заявленную ими прибыль до налогообложения в размере 50 миллиардов долларов .

Инвестиционный налоговый кредит был добавлен также как мера стимулирования экономического роста в 1962 году, однако был отменен в 1986 году. Что касается ускоренной амортизации, то она до сих пор остается популярной для экономики США. Например, только за период 2005-2007 гг. в Сенате США было на рассмотрении более 100 законопроектов по ускоренной амортизации. В 2000-х годах ввели сначала 30% ную амортизационную премию, а затем и 50% ную, но с ограничением по сумме, в пределах которой можно такую премию использовать.

В сентябре прошлого года президент Обама предложил изменить существующую налоговую программу по 50%ному немедленному списанию (амортизации) приобретенных основных средств и предложил 100%ное списание в первый же год. Тут же последовали соответствующие изменения в налоговый кодекc (ст. 179 IRS), позволяющие в 2010 году произвести 100%ное списание стоимости купленного или полученного в лизинг оборудования. Однако сумма такого списания не может превышать 500тыс. долларов США при общей сумме приобретенного оборудования до 2 млн. долларов США. Если такое превышение имеет место, то можно одновременно списать 50% стоимости оборудования, а затем использовать обычную амортизацию. По подсчетам правительства это приведет к 200млрд долларам экономии на налогах для бизнеса в 2011.


Следует отметить, что на сегодня в США налоговые льготы по ускоренной амортизации не касаются исключительно лизинга, лизинг участвует здесь наряду с приобретением оборудования по договору купли-продажи.

Однако изначально, в 50-60е годы именно ускоренная амортизация послужила причиной развития лизинга и его конкурентоспособности по сравнению с обычной арендой или кредитом.

Европейский опыт

Европейский подход к ускоренной амортизации отличается некоторым своеобразием применительно к каждой стране и варьируется от отмены ускоренной амортизации вообще (в Италии) до абсолютно либерального подхода, когда коэффициент ускоренной амортизации определяется самими сторонами договора лизинга в зависимости от срока финансирования (такой подход используется, например, в Швеции, Польше). В последнем случае, соответственно, чем длиннее срок финансирования, тем меньше коэффициент ускоренной амортизации.

Размер ускоренной амортизации (коэффициент) безусловно зависит от типа оборудования. В этой связи имеется четкая тенденция к предоставлению особого вида льгот по ускоренной амортизации применительно к энергосберегающему, экологическому или особо бесшумному оборудованию, а также тому типу оборудования, которое относят к инновационному. Лидером здесь выступает Франция, но в других странах такой подход тоже имеет место.

Финансовый кризис 2008-2009гг. явно привел к обращению к ускоренной амортизации как к методу стимулирования экономического роста. В ряде стран появились специальные краткосрочные программы на 2009-2011 годы, предусматривающие повышение норм списания по отдельным видам оборудования. Например, в Германии введено 25%ное списание по движимому имуществу на период 2009-2010 годы, а Нидерланды установили в 2010 году для вновь приобретенного или вновь изготовленного оборудования и машин амортизацию сроком в 2 года при условии, что такое оборудование/машины будут введены в эксплуатацию до 01 января 2012 года. При этом всякий раз вводя такие льготы, правительства соответствующих стран подсчитывают, сколько бюджет не получит налогов, и сознательно идут на это, рассчитывая в конечном итоге получить более мощный долгосрочный экономический эффект.

Заключение
Исторически ускоренная амортизация послужила одной из основных причин для развития лизинга в США, делая его конкурентоспособным по сравнению с арендой ил кредитом. До сих пор этот инструмент используется как в США так и в Европе для стимулирования инвестиционной деятельности, одной из форм которой является лизинг.


Нормативная база должна соответствовать реалиям лизинга


18 февраля на заседании Круглого стола в Госдуме РФ, посвященного проблеме возможной отмены ускоренной амортизации с небольшим, но принципиальным комментарием к докладу о лизинге в США и Европе выступил А. Ю. Акиндинов, Председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ. Публикуем его в кратком изложении

Сегодня ускоренная амортизация в той иной степени применяется как в США и Канаде, так и на европейском рынке. При этом необходимо отметить, что министерства финансов большинства стран воспринимают этот механизм, как необходимую меру поддержки для обновления основных фондов предприятий, как некий налоговый кредит.
Отсюда термин – taxi credit, то есть, перенос даты выплаты налога на прибыль на более отдаленные промежутки времени. И в настоящее время здесь сложилось положение, в частности, на американском рынке, что одновременно присутствуют несколько видов лизинга и достаточно много видов аренды. При этом лизинг оказывается более конкурентоспособным исключительно в силу применения ускоренной амортизации. Несколько слов из истории вопроса: в 1957 году был впервые введен коэффициент ускоренной амортизации, а уже в 1962 году он был трансформирован в инвестиционный налоговый кредит, так что инструменты по ускоренной амортизации в той или иной степени присутствуют там уже практически 50 лет. И на американском рынке его отменять пока не собираются. Существуют, правда, некоторые ограничения по поводу того, что может передаваться в лизинг, а что нет. В этом отношении российский рынок является уникальным, потому что у нас в лизинг могут сдаваться целые технологические комплексы, а не только транспортные средства и дорожно – строительная техника. Что несомненно является залогом успешного развития не только лизинга, но экономики в целом.
В Европе картина выглядит немного иначе. Основное – это то, что срок кредитования сделки равен сроку использования имущества, переданного в лизинг. При этом следует подчеркнуть, что в международных стандартах бухгалтерского учета нет жестко зафиксированных сроков амортизации оборудования. Там лизинговые компании, собственник имущества сами, исходя из некого понимания разумной достаточности устанавливают срок эксплуатации, а соответственно, и размер амортизационных отчислений.
Для того, что бы в России создать некий аналог, то есть максимально приблизить правила ПБУ к МСФО потребуется провести большую и серьезную работу, что в настоящий момент становится весьма актуальной задачей. Но в итоге это даст возможность создать для развития лизинга в нашей стране такие условия, какие уже имеют европейские компании, а именно брать в долг деньги равные сроку лизинга, то есть на 5 – 7 лет. Сегодня мало кто ищет кредиты на 25 – 30 лет. Такие сделки заключаются крайне редко и они абсолютно нетипичны. В тоже время сделки на разумные сроки прекрасно работают и дают ожидаемый эффект.
В настоящий момент МинФин РФ уже ведет работу по приведению в соответствие с МСФО российских правил бухгалтерского учета. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость создания ПБУ по лизингу и аренде, соответствующего современным реалиям лизинга.

В полном объеме со всеми публикациями этого номера можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» № 2 (2011), полиграфическая версия.
 
« Предыдущая тема · СМИ о лизинге · Следующая тема »

2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Режим отображения: Стандартный · Переключить на: Линейный · Переключить на: Древовидный

Подписка на тему · Сообщить другу · Версия для печати · Подписка на этот форум

Текстовая версия Сейчас: 1.5.2011, 7:27